Характеристика групп социометрии
Социометрия – это наука об измерениях в рамках науки социологии и даже психологии.
Социометрия призвана измерять взаимодействия, которые существуют между людьми внутри конкретной социальной группы.
Определение 1
Социальная группа – это объединение людей в связи с наличием схожих признаков.
Такими признаками могут быть: родство, схожий род занятий, единое место работы, общие взгляды на тот или иной вопрос, соседство, дружба и т.д.
Замечание 1
Такие социальные группы являются предметом исследования для социометрии.
Существует несколько видов групп, которые интересны для социологов в рамках исследований:
- Группы школьников. В данном случае имеется в виду отдельно взятые классы, младшего, среднего и старшего звена. Класс насчитывает, как правило, не более 30 человек. Класс – это и есть мини – группа, которая взаимодействует с другими классами и учащимися в образовательном учреждении. Также класс – это социальная группа, участники которой схожи по таким признакам как: возраст, степень развития, умственные способности и т.д.;
- В тоже время школьники являются разнородной группой, так как у всех разное воспитание, психологическая устойчивость и т.д. Дети для исследования наиболее подходящая аудитория, так как у них еще не сформированная психика, они подвержены социальному влиянию больше, чем взрослые, а также, зная проблемы коллектива, можно быстро адаптировать ее под нужды образовательного учреждения;
- Рабочие коллективы. Частым заказчиком социальных исследований являются частные компании, где есть проблемы в коллективе. Руководители по средствам исследования хотят знать, что это за проблемы и как их решить. Персонал – это двигатель развития любого предприятия на рынке, чем сплоченнее коллектив, тем слаженнее работа, более эффективное решение задач. Рабочие коллективы интересны социологам, не меньше, чем школьные классы, так как взрослые люди с самыми разнообразными проблемами и представлениями дают интересные итоговые результаты, которые в дальнейшем используются учеными в научных целях;
- Общественные движения. Часто социологи решают проблемы, связанные с коллективом какого – либо общественного движения, например, движение молодежи или социальных защитников и т.д. Разлад, который может образовываться по самым разным причинам должен быть обнаружен и устранен, поэтому команда социологов и психологов прибегает к социометрическому методу и анализу. Такая группа также представляет интерес для исследователей, так как все участники объединены общей идей и замыслом, однако проблемы внутри коллектива все равно существуют. Главная задача исследования в основном состоит в том, чтобы найти проблему и решить ее, что сможет максимально сплотить коллектив.
- Главным условием в рамках социометрического исследования – это то, чтобы группа не превышала 30 человек по количественному признаку, иначе исследование не будет качественным.
Требования к социометрическому исследованию
Для того чтобы провести максимально качественное исследование во всех группах, перечисленных выше, необходимо чтобы выполнялся ряд требований:
- Исследование можно проводить только в тех коллективах, которые уже просуществовали какое – то время, то есть опыт взаимодействия имеется. Это требование необходимо по той причине, что когда люди существуют вместе у них уже сформировались устойчивые связи, например, эти люди, симпатизируют друг другу, другие наоборот, кто – то стал друзьями и т.д. В связи с этим есть основа, с которой и будут работать социологи. Если предположить, что коллектив молодой, только образовался, то участники исследования слабо знают друг друга, поэтому нет смысла проводить такое исследование;
- В процессе исследования все его участники не должны переговариваться, или каким – либо другим образом взаимодействовать друг с другом. Это важное условие, так как в противном случае результаты будут неверными, любое давление со стороны влияет на истинное мнение участников. Выполнение данного условия ложиться на плечи организаторов, важно соблюдать расстояние между участниками, возможно, также разделить группу и посадить всех индивидуально в разные помещения, если есть такая возможность. Также можно составить социометрическую карточку таким образом, чтобы у каждого участника были свои индивидуальные вопросы, это позволит снизить риск вмешательства других участников опроса в ход исследования;
- Размер коллектива не должен превышать заданные значения, то есть не более 30 человек. Если коллектив будет насчитывать в своем составе большое количество участников, тогда в процессе проведения опроса им будет проще переговариваться, общаться и менять мнение друг друга, что снижает качество проводимого исследования. Также большое количество участников может привести к тому, что многие из них не знают друг друга, поэтому сложно будет отвечать на некоторые вопросы;
- Исследование должно проводиться и контролироваться лицами, которые никаким образом не причастны к данному коллективу. Например, руководящий состав или начальники среднего звена ни в коем случае не должны участвовать при исследовании, так как иначе нарушаются права участников социометрического метода. Социологи должны заранее предупредить руководящий состав об этом;
- Все участники исследования должны быть уверены в конфиденциальности проводимого исследования, ни один член группы не должен в этом сомневаться. Социологи и психологи, в свою очередь должны обеспечить данное мероприятие, заранее обговорив этот момент с начальством. Если конфиденциальность все же будет нарушена, то социальный и психологический климат в коллективе может резко поменяться, что приведет к необратимым негативным явлениям.
Таким образом, существует несколько основных требований к проведению социометрического анализа, эти требования нарушать нельзя, иначе будут негативные последствия. Социологи должны серьезно следить за тем, чтобы все правила соблюдались как положено.