Спенсер и его идеи социального дарвинизма


Спенсер и его идеи социального дарвинизма

Герберт Спенсер: биография

Герберт Спенсер родился в начале 19 века, а именно в 1820 году, умер в самом начале 20 века – в 1903 году. За свою достаточно долгую жизнь Спенсер стал великим английским философом и социологом. Спенсер являлся ведущим идеологом теории социального дарвинизма, также придерживался либеральных взглядов в политике.

Образование Герберта было техническим. После окончания обучения он стал инженером в области железнодорожного сообщения. В дальнейшем он поменял работу на помощника редактора журнала «Экономист».

За годы ученой жизни Спенсер нашел единомышленников в лице О. Конта, Э. Дюркгейма. Они выступали с новыми идеями и взглядами на общественный строй. Так, общество для этих ученых представляло собой некую сущность, которая не рассматривалась как единое целое, наоборот, сумма частей общества не ровнялось всему обществу.

Спенсер и его идеи социального дарвинизма

Спенсер глубоко и с интересом изучал труды Ч. Дарвина, в особенности книгу «Происхождение видов». Герберт был полностью согласен с взглядами и мыслями своего соотечественника. Труды Дарвина сильно повлияли на Спенсера, и он стал идеологом социального дарвинизма.

Замечание 1

Спенсер описал суть социального дарвинизма следующим образом: общество представляет собой арену, где беспрерывно происходят самые разнообразные конфликты. Эти конфликты могут происходить как между отдельными людьми, так и между группами людей и даже между странами.

Так, в своих трудах в рамках изучения и развития социального дарвинизма, Спенсер выдвинул основные постулаты:

  • Первый постулат говорит о естественном отборе внутри общества. Естественный отбор по Спенсеру представляет собой отбор, который происходит внутри общества. Так все люди – это различные популяции. Внутри этих популяций выживают только наиболее приспособленные к жизни и размножению особи, также ученый отметил тенденцию постоянного роста таких особей внутри популяции и общества в целом, а число менее приспособленных особей снижается. Такой естественный отбор может происходить на основании физических или умственных признаков у людей, живущих в обществе;
  • Второй постулат говорит о выживании сильнейших внутри общества. Этот постулат еще называют «законом джунглей» (по Дарвину). Данный постулат дополняет предыдущий. Люди борются за существование внутри общественного строя. В отличие от джунглей изменились только методы и формы борьбы. Понятно, что никто не убивает в прямом смысле этого слова, как хищники в лесу, однако, борьба идет и достаточно серьезная. Каждый человек вправе выбирать свой способ борьбы, кто-то завоевывает мир умом, кто – то силой, кто – то другими способностями. Но, так или иначе, борьба сильных и слабых продолжается даже внутри социального строя;
  • Третий постулат Спенсера – это борьба людей за выживание на планете. Здесь общество рассматривается с точки зрения всех людей, живущих на Земле. Между странами, городами, областями, идет постоянная борьба за ресурсы нашей планеты: энергия, полезные ископаемые, рекреационные ресурсы и т.д. Также эта борьба проецируется на более мелкие социальные группы, между членами общества, его социальными группами. Борьба за выживание также дополняет остальные постулаты Спенсера.

Все три постулата Спенсера являются единой формой идеологии социального дарвинизма. Ни один постулат не может быть точным или целостным без других.

Замечание 2

Спенсер был явным сторонником капитализма. Он считал, что только капитализм способен навести порядок в обществе. Под порядком, конечно же, он понимал естественный отбор посредством борьбы за власть, деньги, ресурсы.

Но для того чтобы капитализм надолго вошел в общественную жизнь и укоренился в ней, необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Капитализм должен быть естественным процессом, то есть государство (правящая верхушка) не должна ему мешать. Не нужно издавать множество законов, регулирующих капитализм или направлять его в определенное русло. Необходимо просто ждать и наблюдать и через какое – то время он сам укорениться в обществе, сделает его сильным и приспособленным к новым экономическим условиям;
  2. Общество, существующее в капитализме должно само сориентироваться в рамках меняющихся условий экономического и политического характера. Каждый человек должен найти «себя» в новых условиях. Капитализм дает хорошую площадку для развития личности в плане самых разнообразных способностей. Так, сильные особи смогут организовать свое дело (бизнес), кто- то начнет продавать, другой займется ремеслом, третий будет производить и т.д. Те, кто сможет адаптироваться, те и будут владеть «ситуацией», а те, что не смогут приспособиться останутся в стороне (слабые особи).

Именно в капитализме, Спенсер и его единомышленники видели развитие общественных отношений. Новая экономическая площадка даст множество возможностей для тех, кто готов развиваться и быть успешным, слабые же особи не смогут реализоваться, но их будет все меньше с каждым годом, так как их будут вытеснять сильные.

Социализм Спенсер не рассматривал как хорошую идею для развития общества. Социализм основан на административных правилах и нормах, которые не способны развивать в человеке нужные качества: смекалка, логическое мышление, физическое и умственное развитие и т.п. Социализм лишь поддерживает тот общественный строй, который сложился, но не дает ему развиваться самому, так как нет борьбы между особями.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :