Термин «социальный дарвинизм» появился куда позже, чем сама идеология социального дарвинизма. Основоположники этой идеологии не использовали этот термин, впервые такое высказывание произнес американский ученый, социолог, историк Ричард Хофстэдтер.
В 1944 году, когда шла Вторая мировая война, данный историк выступал против фашистов, а также против расизма. Именно социальный дарвинизм вдохновил ученого на выступление против того уклада общества, который пытался навязать Гитлер. Хофстэдтер с помощью социального дарвинизма доказывал, что это неверно, нельзя делить людей по нациям, расам, социальному классу.
Сама же идеология социального дарвинизма зародилась еще в 18 веке, однако, наибольшую популярность стала приобретать с середины 19 века и в начале 20 века.
Идеологию социального дарвинизма назвали так потому, что в ней кроется суть теории Дарвина, в которой говорится о том, что все люди – это биологические существа со своими потребностями и инстинктами, но живущие в обществе.
На основании этого, социальный дарвинизм трактуется как социологическая теория, в которой действуют закономерности естественного отбора, борьбы за выживание и т.д.
Большинство ученых, социологов, биологов соглашаются с теорией социального дарвинизма и видят в ней основу общественных отношений.
Социальный расизм представляет собой деление общества на самые различные социальные группы в зависимости от таких признаков как: место проживание, цвет кожи, уровень заработка, наличие имущества и его количество, культура, национальность и т.п.
Социальный расизм существует и существовал в обществе уже очень давно. Особенно остро расизм проявляется в отношении национальности человека, его религии, цвета кожи, культуры.
В теории социального дарвинизма расизм не рассматривается, как отдельная тема для изучения. Расизм упоминается лишь в том случае, когда речь идет о генах, о способности одной нации выжить в сложных условиях, то есть не с моральной точки зрения, а с биологической.
Вся теория социального дарвинизма основана на естественном отборе и достаточно слабо затрагивает культурные или религиозные ценности.
Можно проследить отношение к расизму в социальном дарвинизме по нескольким основным положениям идеологии:
Из данных основных положений видно, что социальный дарвинизм дает одинаковый шанс каждому человеку, живущему на Земле стать сильной особью, вне зависимости от социального класса и принадлежности.
Все сторонники социального дарвинизма придерживались мнения о естественном отборе, который до сих пор действует в обществе.
В отличие от церкви сторонники социального дарвинизма не упоминали ни расы, ни национальности, ни цвет кожи в своих учениях. В церковных же учениях все наоборот, главный герой принадлежал к определенному сословию, была известна его национальность и даже чаще всего происхождение.
Однако надо заметить, что теория социального дарвинизма тесно соприкасается с расизмом по причине того, что в ней неравенство, которое существует в обществе, вызвано биологическим неравенством.
Дарвин, в свою очередь, и его последователи не отрицали такого суждения, так как сильные расы могли истреблять, или уничтожать слабые, в чем и есть сущность естественного отбора.
Так, основоположники социального дарвинизма предсказывали то, что скоро жителей развитых стран станет гораздо меньше, чем народов неразвитых стран. Это напрямую связано с биологическими и социальными процессами, бедняки размножаются куда больше и быстрее, чем люди в развитых странах, поэтому естественный отбор и борьба за выживание, гораздо четче прослеживается именно в нищих слоях населения.
Выделяют несколько основных принципов социального дарвинизма:
Таким образом, теория социального дарвинизма основывается на биологических законах природы, которые действуют в обществе. Сторонники этой теории говорят о том, что хоть общество и поменяло свою структуру и строй, но эволюция и естественный отбор внутри него продолжаются.
Социальный дарвинизм, как идеология, не поддерживает расизма, однако некоторые принципы и направления не отрицают его влияния на развитие общества.