Социальная психология – это отрасль психологической науки, в центре внимания которой находятся закономерности возникновения и развития психологических феноменов, образованных посредством взаимодействия личностей, социальных групп, а также психологических характеристик и поведения самих социальных групп.
Социальная психология является смежной дисциплиной и сформировалась на стыке психологии и социологии, что влечет за собой сложности в определении ее предмета. Существуют четыре основных позиции, обуславливающих содержание предмета социальной психологии:
Обобщая различные точки зрения, можно сформулировать предмет социальной психологии, как особенности и закономерности поведения и психологических феноменов личности и социальных групп, проявляющиеся в рамках их социального взаимодействия.
В качестве объекта социальной психологии выделяются носители социально-психологических явлений, т.е. личности и социальные группы. Для изучения собственного предмета социальная психология использует общепсихологические методы исследования, такие как наблюдение, эксперимент, анализ результатов деятельности, опрос, тестирование, анкетирование, а также частные методы – социометрию и метод обобщения независимых характеристик.
Социометрия предполагает анализ внутренней структуру группы на основании выявления симпатий-антипатий, статусно-ролевых взаимоотношений между ее членами. Метод обобщения независимых характеристик направлен на сбор и анализ оценочной информации о социальных явлениях из различных источников.
Первоначально в социальной психологии существовала тенденция открытия всеобщих законов, которые позволяли бы объяснить тенденции поведения больших социальных групп, общества в целом. Однако в рамках данной парадигмы очень часто происходила подмена законов социальной психологии закономерностями исторического процесса («коллективные представления» Дюркгейма, «закон духовного единства» Лебона), при этом личность абсолютно терялась, подчинялась социуму.
Начало экспериментальных исследований в социальной психологии связано с именами Г. Зиммеля и Ч. Кули, которые сконцентрировали свое внимание на процессах взаимодействия внутри и между малыми группами, рассматривая как социальный контекст влияет на формирование личностных черт.
Данные исследования получили широкое распространение и продолжение. Так Ф. Оллпорт рассматривал влияние положительных и отрицательных факторов влияния группы на ее членов в рамках какой-либо деятельности. Э. Мэйо изучал вопросы влияния самочувствия рабочего в группе на эффективность его труда.
В дальнейшем исследования малых групп вышли далеко за пределы социальной психологии и нашли свое отражение в теориях многих психологов.
Эксперимент – это метод исследования причинно-следственных связей в специально-организованных, контролируемых исследователем условиях.
Поскольку предмет психологической науки представляют собой феномены, которые не представлены для непосредственного наблюдения и фиксации, так как они существуют на субъективном пласте переживаний каждого человека, то для исследования в эксперименте применяются переменные.
Переменная представляет собой некую характеристику, исчисляемую количественно, которая увеличивается или уменьшается в результате воздействия.
Так как эксперимент направлен на выявления причинно-следственных связей, то при его организации рассматриваются две переменные. Зависимая переменная – это признак того психического явления или характеристики, изменение которого экспериментатор планирует зафиксировать, т.е. это следствие. Согласно логики эксперимента зависимая переменная должна изменяться под воздействием независимой переменной. Независимая – это та переменная, которой экспериментатор может непосредственно управлять, изменяя ее интенсивность для воздействия на зависимую переменную. Независимая переменная необязательно имеет психологический характер, это могут быть условия экспериментальной ситуации – например, степень освещенности помещения, или в социальной психологии, численность и состав экспериментальной группы.
Так как социальная психология изучает взаимодействие между людьми, группами и психологические феномены, которые при этом возникают, реализация социально-психологического эксперимента имеет определенную специфику.
Во-первых, в условиях социального взаимодействия на личность или группу оказывает одновременное влияние множество факторов, что требует особо тщательного контроля переменных.
Во-вторых, многие социально-психологические феномены невозможно изучить в условиях лабораторного исследования, что требует применения естественного эксперимента.
В-третьих, социально-психологические исследования проводятся на людях, что особенно остро ставит этический вопрос допустимости и экологичности таких исследований. Известные эксперименты изучения поведения надзирателей и заключенных с имитаций тюремного заключения, или подчинения авторитетам, с имитацией воздействия на людей электрическим током, вызвали широкое общественное обсуждение и поставили вопрос о допустимости подобных исследований.
Кроме того, существует ряд проблем при организации социального эксперимента: