В дошкольном возрасте большинство значимых изменений в личности ребенка основаны на его активном вхождении в мир социальных отношений. Ребенок перемещается из мира вещей в мир людей, происходит расширение социальных связей ребенка с миром и наполнение его общением с близкими взрослыми. Кроме того, ребёнок постепенно расширяет спектр взаимодействия с социумом через контакты с ровесниками и посторонними людьми.
У ребёнка возникает потребность налаживания и расширения личностных отношений с другими людьми, которая направляет его к цельном поиску и познанию социальной сферы.
Общение из внеситуативно-познавательного превращается во внеситуативно-личностное, которое позволяет ребенку выстраивать социальные связи и взаимоотношения. Одной из основных сфер социальных потребностей в данном возрасте, является потребность в общении ребенка с окружающими взрослыми. Ведущим мотивом становится мотив личностного взаимопонимания и сопереживания со стороны старшего партнера по общению.
Реализуя потребность в самоидентификации, дошкольник стремится быть похожим на значимого взрослого (родителей, родственников, взрослых друзей)существующий образ для ребёнка позитивно окрашен, отношение дошкольника эмоционально. Ребёнок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознаёт себя мальчиком или девочкой.
Свое социальное поведение дошкольник старается «включить» в окружающую микросреду, соответственно её требованиям и нормам. Ребёнок может обращать внимание на то, как двигается, как поздоровался и т.д., опираясь на внешнюю сторону социального взаимодействия.
Потребность в общении с окружающими людьми побуждает ребенка усваивать принятые в социуме нормы поведения, устанавливать отношения с партнерами по взаимодействию и решать конфликты приемлемым в социуме способом. В этом возрасте происходит усвоение моральных и нравственных норм и социально установленных действий. Ребенок заинтересованно осваивает эти, новые для него, формы поведения.
Еще одна группа социальных мотивов для ребенка дошкольного возраста связана с потребностью в общении со сверстниками. Если в отношениях со взрослыми дети выступают как объект регуляции, то внутри детского микросоциума каждый ребёнок становится и объектом и субъектом регуляции. Это оказывает влияние на становление этических норм и саморегуляции.
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка уже на третьем году жизни. Если в раннем возрасте контакты со сверстниками были ситуативными, малосодержательными, а порой даже приводили конфликту, в дошкольном возрасте ребёнок осваивает правила совместной игры и взаимодействия.
Постепенно, общение со сверстниками становится внеситуативными, дети могут образно рассказывать о произошедших с ними событиях, о прочитанных книгах, фильмах, показывает свои умения и знания, подчерпнутые из разговоров взрослых и т.д.
Важнейшей социальной потребностью является также стремление завоевать уважение сверстника. Для ребёнка старшего дошкольного возраста очень важна его репутация и авторитет в той социальной группе, к которой он принадлежит.
Таким образом, среди социальных потребностей, одной из важнейших является потребность в общении. Она всегда имеет содержание и может представлять собой совместную деятельность, разговор, решение задания и др.
Потребность в познании окружающего мира через общение с окружающими людьми даёт возможность познания себя через другого и познания другого человека.