Теории социальной психологии


Теории социальной психологии

Определение 1

Социальная психология – это самостоятельный раздел психологической науки, изучающий закономерности поведения и деятельности человека, обусловленные включением в его в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Основными теориями социальной психологии являются:

  • теория «зеркало личности» Чарльза Кули;
  • теория личности З. Фрейда
  • теория личности К. Юнг;
  • теория психологического поля К. Левина

Теория "Зеркало личности"

Социологом Чарльзом Кули было использовано понятие зеркала личности, подразумевающего идею о самосознании индивида, как об отражении оценки и мнений людей, с которыми человек ежедневно взаимодействует. Позже эта идея была подхвачена Джорджом Гербертом Мидом, который предположил, что самосознание личности выступает как результат его социальных взаимодействий, в процессе которых он обучается смотреть на себя как на объект, то есть со стороны.

Мид считал, что процесс формирования личности состоит из трех разноуровневых стадий:

  1. имитация. Этой стадии характерно копирование детьми поведения значимых взрослых, без его понимания;
  2. стадия игры. На этой стадии дети понимают поведение в качестве исполнения определенной роли: врач, пожарный, автогонщик и пр. В игровых действиях дети воспроизводят действия, характерные для этих ролей;
  3. стадия коллективной игры. На данной стадии дети учатся осознанию не только ожиданий, но и ожиданий всей группы.

Мид считал, что «Я» человека включает две части: «Я-сам» и «Я-меня».

«Я-сам» является реакцией личности на влияние окружающих людей и целостного общества. «Я-меня» представляет собой осознание человеком самого себя с позиций других людей, значимых для него, например, друзей или родственников. «Я-сам» отвечает на воздействие «Я-меня» так же, как и на влияние со стороны других людей. Например, «Я-сам» может реагировать на критику, старательно обдумывая ее смысл; иногда под воздействием критики поведение может измениться, а иногда нет; на это влияет - считает ли личность эту критику конструктивной и оправданной. «Я-сам» знает, что люди считают «Я-меня» справедливым и всегда готовым прислушиваться к мнению окружающих людей. При обмене ролями в ходе игровых действий, у детей постепенно происходит формирование собственного «Я-меня». Каждый раз, при взгляде на себя с позиции кого-то из окружающих людей, они обучаются восприятию впечатлений о себе.

Теория З. Фрейда

Теория личностного развития, которая была разработана З. Фрейда, в некоторой степени является антагонистом теории Мида, так как она базируется на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. В соответствии с Фрейдом, биологические убеждения, в первую очередь сексуальные, являются противоречащими нормам культуры, а социализация – это процесс обуздания этих побуждений.

В теории Фрейда выделяют три части психической структуры личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Супер-Эго («сверх-Я»).

Ид («Оно») – это источник энергии, которая направлена на получение удовольствия. Высвобождение энергии ослабляется напряжение и личность может испытать чувство удовольствия. Ид побуждает человека к сексу, а также осуществлению таких функций организма, как прием пищи и отправление естественных потребностей.

Эго («Я») осуществляет контроль над поведением человека, напоминая в некоторой степени светофор, который помогает личности ориентироваться в окружающем мире. У эго есть главный руководящий принцип – реальность. Эго регулирует выбор подходящего объекта, который позволяет преодолевать напряженность, вызванную Ид. Например, если Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу шины автомобилей или ядовитые ягоды; удовлетворение этого побуждения откладывается до момента нахождения подходящей пищи.

Суперэго («сверх-Я») – представляет собой идеализированного родителя, осуществляющего нравственную или оценочную функцию. Суперэго помогает регулировать поведение и стремится к усовершенствованию его в соответствии со стандартами родителей, а в последующем, и целостного общества.

Замечание 1

В соответствии с фрейдовской теорией, процесс личностного формирования проходит пять стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентный период и генитальную стадию. Каждую из этих стадий связывают с определенным участком тела – эрогенной зоной. Каждая стадия характеризуется конфликтом между желанием получить удовольствие и ограничением, которое сначала установлено родителями, а позднее Суперэго.

Теория К. Юнга

В теории личности К. Юнга была выделена такая структура психики, как защитное образование, названное Персоной. Именно ей создается проблема истинного Я и ложного Я, или Я и не-Я.Персона, представляющая собой своеобразную маску, надеваемую человеком в ответ на общественное требование, скрывает его истинное Я. Она показывает только то, что человек сам видит в себе, или то, что он хочет продемонстрировать окружающим, то есть, не истинную его сущность и не то, что он на самом деле из себя представляет. Человек начинает отождествлять себя со своей маской. Он демонстрирует ее обществу, так как этого от него требует само общество. В этом случае говорят о том, что человек становится обезличенным, его сущность нивелируется и истинное Я не реализуется. Если Я и Персона срастаются, то по Юнгу, это значит, что произошло омассовление индивида.

Юнг указывал на реальную опасность, которая угрожает индивидуальному самосознанию. Сам Юнг, а также его последовательница ЭстерХардинг, привели массу достоверных доказательств того, что ситуация восприятия человеком социальных масок и оценок, навязанных обществом, в качестве собственной сущности, является типичной. В этой ситуации отмечается совпадение Я-концепции и Персоны индивида. С целью избегания такой ситуации, человеку нельзя полагаться исключительно на мнение и оценку окружающих, нельзя идентифицироваться с собственными социальными ролями, он должен самостоятельно принимать активное участие в формировании Я-концепции через самопознание, самоисследование и самоанализ.

Теория К. Левина

К. Левин сформировался в качестве ученого-психолога в рамках школы гештальтпсихологии.

Левиным психологическое поле было определено в качестве тотальности сосуществующих факторов, мыслимых как взаимосвязанные. Он включал сюда обширный круг психологических и социологических феноменов. Теория поля состоит их четырех основных учений:

  • учение о потребностях;
  • учение о психологическом поле;
  • учение об уровне притязаний;
  • учение о групповой динамике.

Активность человеческого поведение определяет динамику его внешнего и внутреннего мира, которая определяется силой внутренних человеческих потребностей и внешних поводов.

К сожалению, на пути к удовлетворению потребностей часто возникают барьеры и препятствия. Если барьер невозможно преодолеть, то личности не удается удовлетворить собственные потребности. Если барьер незначителен, то напряжения во внутреннем мире не возникает и развития личности не происходит. Поэтому человеческое поведение определяется соотношением потребностей, величиной и силой барьеров и напряженностью между ними.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :