Социальная психология групп


Социальная психология групп

Социальные группы

Определение 1

Социальная группа – это совокупность людей, которым характерны общие социальные признаки, связанные с выполнением некой совместной деятельности.

Социальным группам, в отличие от массовых общностей, характерно:

  • устойчивое взаимодействие, способствующее прочности и стабильности их существования;
  • относительно высокая степень единства и сплоченности;
  • четко выраженная однородность состава, которые предполагает наличие признаков, характерных для всех членов группы;
  • возможность вхождения в более широкие социальные общности как структурные единицы.

Так как в процессе жизнедеятельности любой человек становится членом различных социальных групп, которые могут различаться размерами, характером взаимодействия, степенью организованности и по многим другим признакам, это ставит вопрос о необходимости их классификации в соответствии с определенными критериями.

Выделены следующие разновидности социальных групп.

По характеру взаимодействия они делятся на: первичные и вторичные.

Первичная группа – это группа, внутри которой взаимоотношения между членами группами непосредственные, межличностные и высоко эмоциональные. Например, школьный класс или группа сверстников. В процессе социализации первичная группа становится посредником между обществом и личностью.

Вторичная группа – многочисленная, взаимодействие внутри нее подчиняется достижению определенной цели и является формальным и безличным. К таким группам относят организации – производственные, политические и религиозные, в них основное внимание уделено умению членов группы выполнять определенный набор функций.

По способу организации и регулированию взаимодействия группы делят на формальные и неформальные.

Формальные группы – обладают юридическим статусом, взаимодействие внутри нее регулируется системой формализованных законов, норм и правил. Внутри таких групп четкая иерархия и цель, действуют они в соответствии с административно установленным порядком.

Неформальные группы – возникают стихийно – на базе общих взглядов, интересов и межличностного взаимодействия. Сюда можно отнести дружескую компанию, субкультуры.

По принадлежности индивидов к группе выделяют – ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа – индивид чувствует непосредственную принадлежность к такой группе, ощущая ее «своей» - моя семья, мой класс и пр.

Аутгруппа – индивид не принадлежит к ней непосредственно, оценивает ее в качестве чужой – другие семьи, этносы, компании и пр.

Замечание 1

Референтная группа – реальная или мнимая социальная группа, ценности, нормы и оценки которой являются эталонными для индивида. Такая группа может являться для человека нормативной, то есть быть источником поведенческих норм, либо сравнительной – быть эталоном, позволяющим человеку определить свое место в социальной структуре общества.

По количественному составу и форме осуществления связей группы подразделяют на малые и большие.

Малая группа – немногочисленная группа людей, находящаяся в непосредственном контакте и объединенная, чтобы осуществить совместную деятельность.

Большая группа – многочисленная по своему составу группа, создаваемая для осуществления определенной цели, взаимодействие внутри нее носит опосредованный характер. Например, трудовой коллектив.

Определение 2

Коллектив – это социальная группа, жизненно важные связи между людьми внутри которой опосредуются общественно важными целями.

К характерным чертам коллектива относят:

  • сочетание интересов индивида и общества;
  • общие цели и принципы, выступающие для членов коллектива в качестве ценностных ориентаций и норм деятельности.
  • по социально-значимым признакам – реальные и номинальные группы.

Реальные группы выделяются по социально значимым критериям:

  • по полу – женщины и мужчины;
  • по возрасту – дети, молодежь, взрослые, пожилые;
  • по доходу – бедные, богатые;
  • по национальности – француз, русский, американец.

Номинальные группы – социальные категории – выделены, чтобы проводить социологическое исследование или статистический учет населения, например, для определения числа матерей-одиночек, пассажиров-льготников и пр.

Психологические характеристики социальной группы

К психологическим характеристика можно отнести интересы группы, ее потребности, нормы, ценности, мнение и цели. Вся совокупность параметров, в соответствии с которыми может быть осуществлен социально-психологический анализ группы, разделяется на собственно характеристики группы и характеристики, которые определяют положение человека внутри группы.

Первыми считают композицию группы, структуру и групповые процессы, групповые нормы, ценности и систему санкций.

Композиция группы, или ее состав – это совокупность характеристик членов группы, которые важны при анализе группы как единого целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав.

Структуру группы рассматривают с позиций анализа тех функций, которые выполняются отдельными членами группы, а также с позиций межличностных отношений внутри нее.

Групповыми процессами являются развитие и сплочение группы, групповое давление, выработка решений.

Вторая совокупность показателей включает систему групповых ожиданий, систему статусов и ролей членов группы.

Определение 3

Статус – это совокупность психологических характеристик, приписываемых человеку, которыми определяется его место в группе и восприятие его другими членами группы

Статус реализуется посредством системы ролей. Роли – это те функции, которые выполняет человек в соответствии с положением его в группе.

Относительно каждого из членов группы, группа имеет систему ожиданий относительно его поведения. Поведение, которое соответствует образцу, поощряется группой, а несоответствующее – порицается. Иными словами, система ожиданий базируется на групповых нормах и правилах и контролируется групповыми санкциями.

Все групповые нормы – это социальные нормы, то есть они являются установками, моделями и эталонами должного с позиций общества в целом и социальной группы. Нормы необходимы для осуществления регулятивной функции. Нормы группы тесно связаны с ценностями, так как любые правила можно сформулировать только на основании принятия либо отвержения каких-либо социально-значимых явлений.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :