Проблема группы в социальной психологии


Проблема группы в социальной психологии

Проблема понятия группы в социальной психологии

Замечание 1

Понятие группы является ключевым понятием социальной психологии. Любую совокупность людей, которую рассматривают в качестве общности, обозначают в качестве социальной группы, например, семья, компания друзей и пр. Группу модно изучать с позиций любого типа общности: социальная, производственная, бытовая, экономическая, целевая и другие общности.

Всегда есть проблема критериев, в соответствии с которыми выделяют группы.

Известно две трактовки понятия группа:

  1. Группа, в качестве произвольного объединения, то есть группировка людей в соответствии с каким-либо общим признаком, необходимым в данной системе анализа, то есть статистические подходы.

    Иногда в этом понимании термин «группа» употребляют в психологии, например, когда после обработки тестовых испытаний подобралась группа людей, давших показатели в определенном диапазоне, другая группа – с результатами в другом диапазоне и пр.

  2. Группа, в качестве реально существующего образования, в котором люди собраны вместе на основании какого-либо общего признака, типа совместной деятельности или попадают ккакие-либо одинаковые условия или обстоятельства, также в реальных жизненных обстоятельствах, и определенным образом осознают собственную принадлежность к этим образованиям, несмотря на то, что мера и степень осознания могут быть крайне различные.

Подходы к изучению групп

Так же известны социологический и психологический подходы к характеристике групп.

Социологическим подходом выделен объективный критерий различения групп.

С позиции данного критерия каждая группа подвергается анализу, а в частности, анализируются ее отношения с обществом и входящими в него личностями.

Общепсихологический подход предполагает наличие большого множества людей, среди которых и протекает деятельность субъектов.

Используя психологический подход, необходимо изучить каким именно образом действует индивид, будучи окружен другими людьми, и каким образом он с ними взаимодействует. Содержательную деятельность группы не изучают. Группа не выступает в качестве микросреды для формирования личности.

Социально-психологических подход предполагает, что включенность в группу может определить объективное место каждого субъекта в системе социальной деятельности, а также такая включенность оказывает существенное воздействие на формирование сознания субъекта.

Человек выступая в качестве представителя разных групп, подвергается влиянию каждой из них на свое сознание. Он ищет некоторую равнодействующую всех этих влияний от разных групп. Необходимо выяснить, какие именно характеристики группы являются значимыми для данного индивида.

В первую очередь, изучают особенности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в реальные социальные группы. Значение имеет содержательная характеристика этих групп.

Группа в качестве системы деятельности представляет собой субъект определенного типа деятельности, то есть она включена в определенный спектр общественных отношений.

Замечание 2

Таким образом, если использовать социологический и общепсихологический подходы при изучении группы, социальная психология может выделить некоторую социальную группу на основании социологического критерия, описать психологические характеристики этой группы, а также обозначить значимость этих характеристик для каждого члена группы.

Характеристики групп

К психологическим характеристикам группы можно отнести:

  • групповые интересы;
  • групповые потребности;
  • групповые ценности;
  • групповое мнение;
  • групповые цели.

Часто осознание своей принадлежности к какой-либо группе проходит именно через принятие этих характеристик.

Социальную идентичность и причастность себя к группе можно определить по наличию «мы-чувства». Общность некоторой группы осознается посредством ее разделения на «они» и «мы».

Группа – это определенная общность людей, которые взаимодействуют друг с другом во имя осознаваемой ими цели, то есть, общность, выступающая в качестве субъекта действия.

Некоторыми авторами предложено в группе, как и в индивиде, выделять показатели группово памяти, групповой воли, группового мышления и пр. Но при этом отсутствуют данные о том, что такой подход является продуктивным.

Основная задача заключена в том, чтобы закономерности общения и взаимодействия людей, исследованные в общем виде, теперь должны рассматриваться более конкретно с условием тех реальных общественных ячеек, в которых они и проявились.

Основными характеристиками группы являются:

  • композиция группы, то есть ее состав;
  • структура группы;
  • процессы внутри группы;
  • нормы и ценности группы;
  • система санкций.

Анализ групповой деятельности

Анализируя систему групповой деятельности, включают сопоставление эмоциональной структуры группы, то есть межличностные отношения и функциональная структура, то есть групповая деятельность.

Под статусом понимают место каждого индивида в системе жизни группы.

Роль – это динамическое отражение статуса.

Статус является относительно постоянным, а роль часто меняется. Нельзя представить себе роль в качестве чего-то неизменного. Ее динамизм заключается в том, что с сохранением статуса, соответствующий ему набор функций может значительно варьировать в различных однотипных группах. Также роли могут меняться и при развитии самой группы и при расширении ее социальной структуры. Очень ярко это иллюстрируется в примере с семьей: роли супругов изменяются в процессе исторического развития семьи, что служит актуальной темой для современных социально-психологических исследований.

Взаимодействие внутри группы регулируется групповыми нормами.

Групповые нормы – это некоторый свод правил, выработанных группой и принятых ею, этим правилам должны подчиняться все члены рассматриваемой группы, чтобы осуществлять совместную деятельность. Нормы группы напрямую связаны с ценностями группы. Нормы группы состоят из общезначимых норм, а также специфических норм, выработанных именно данной группой.

Важной проблемой является соотношение социальных и личностных норм у каждого индивида.

Замечание 3

Санкции – это некоторые механизмы, благодаря которым группа может вернуть своего участника к соблюдению норм. Санкции могут быть поощрительными и запретительными, позитивными и негативными.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :