В самом широком смысле взаимодействие можно представить как действия индивидов, направленных друг к другу.
Как научная категория взаимодействие вошло в науку на рубеже XIX-XX вв., когда началась эпоха эмпирических исследований социальных особенностей человека. Взаимодействие определяли как совмещенные во времени и пространстве действия двух и более людей, совершаемых с одной целью. При этом подчеркивалось, что отношения между этими людьми могли быть разными, вплоть до враждебных.
В теории интеракционизма взаимодействие практически приравнивалось воздействию одного объекта на другого, и именно с этой позиции объяснялась сущность и происхождение межличностных отношений. Само понимание взаимодействия стало шире, включив в себя когнитивные и коммуникативные процессы, а также собственно поведение личности. Свое поведение личность определяет в соответствии с поставленной целью, а взаимодействие с социальными субъектами происходит для оптимизации путей их достижения. Такая точка зрения предстает как в некоторой степени манипуляционная, однако она смягчается за счет признания необходимости личности следовать выработанным социальным нормам.
В отечественной психологии взаимодействии понималось как составная часть общения.
Общение - процесс обмена информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Сведение вместе понятий общения и взаимодействия происходило под влиянием методологической установки на единство общения и деятельности.
А.Н. Леонтьев считал, что в процессе взаимодействия в активной фазе находятся обе стороны, хотя проявления активности могут быть различны. Такая активность может быть созидающей, развивающей или разрушающей. Он считал, что категории общение и взаимодействие не совпадают. Считая, что взаимодействие реализуется в процессе деятельности, он выстраивал следующую схему: деятельность - взаимодействие - общение - контакт.
Традиция определять общение через взаимодействие остается в отечественной школе до сих пор. Так, М.И. Лисина описывает через взаимодействие понятие общения, с ее точки зрения общение - это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласованность и объединений усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Хотя при такой трактовке общение предстает как более узкая категория, а взаимодействие - широкая.
Взаимодействие может рассматриваться шире, не только как способ контакта с другим социальным субъектом, но и как в целом отношения с окружающей средой. Д. Стоколс видит в процессе взаимодействия цель, состоящую в оптимизации окружающей среды.
Человек выбирает один из четырех способов взаимодействия с окружающей средой:
Человек имеет потребность входит в контакт с другими людьми, вступая в межличностное взаимодействие.
Межличностное взаимодействие - это обмен между двумя субъектами, который протекает на физиологическом, социальном и психологическом уровне, по итогам которого субъекты обогащают друг друга новым опытом переживания, а также представлениями о друг друге.
Межличностное взаимодействие всегда отличается эмоциональной окрашенностью и действием волевых процессов. В успешном акте межличностного взаимодействия большую роль играет установление позиции не «над» партнером, а с позиции равного. В ином случае устанавливается не межличностное, а межролевое взаимодействие, теряется диалог, а значит открытость и восприимчивость.
Основные характеристики межличностного взаимодействия:
Межличностное взаимодействие непосредственно реализовывается через те или иные поведенческие реакции. Задачи и условия протекания взаимодействия оказывают на них сильное влияние, формируя стратегии или стили взаимодействия.
Принято выделять следующие виды поведенческих стратегий:
Межличностное взаимодействие выступает главным детерминантом развития психики человека, нормальное формирование которой возможно только в условиях социума. Приобретая опыт взаимодействия, человек усваивает нормы и правила социокультурной общности, в которой он формируется, способы общения с миром и другими людьми, культурно-исторический опыт.
Однако получение психотравмирующего опыта межличностного взаимодействия способно оказать негативное влияние на развитие психики. Особенно серьезные последствия такой опыт имеет, если был перенесен в детстве. Он не проходит бесследно, а оставляет свой след в психике взрослого человека, влияя на его эмоциональное состояние, установки, ценности, поведение.
После перенесения психотравмирующего опыта идет глубокая внутренняя работа. Если человек не может выразить свои чувства, а предпочитает их подавлять в себе, то травмированная психика продолжает травмировать саму себя.
Более того, такие люди скоро замечают, что события внешнего мира вновь и вновь напоминают им о случившемся. Это формирует человека с особым типом мышления, личностными особенностями и специфическим поведением, направленным на избегание. Если травма была нанесена в детстве, возможные последствия могут включать в себя формирование негативных жизненных установок, задержку психического/умственного развития, снижение способностей к обучению, ухудшение способностей к адаптации, утрата уважительного и доверительного отношения к людям, патологические изменения психики, с трудом поддающиеся коррекции.