Общественное мнение – это тип массового сознания, в котором прослеживается скрытое или явное отношение различных групп людей к событиям и процессам реальной жизни, которые затрагивают их потребности и интересы.
Марксизм-ленинизм – это целостное очень популярное революционное учение, являющееся для рабочего класса «путеводной звездой» на всех стадиях из битвы за мир, свободу и лучшую жизнь, за создание коммунизма – самого справедливого общества.
Преобразующей творческой силой этой концепции является неразрывная связь с жизнью, непрерывное обогащение на основании всестороннего анализа действительности.
Марксизм в качестве научного выражения коренных интересов рабочего класса сформировался в 40-х годах XIX века, когда появились первые выраженные противоречия в капиталистическом обществе, а на историческую арену в качестве самостоятельной силы выступил рабочий класс.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс стали создателями научного мировоззрения для всего рабочего класса, то есть целостной стратегии в его революционной борьбе. Ими были критически переосмыслены и творчески переработаны достижения всех предыдущих научных работ и общественной мысли, обобщен исторический опыт классовой борьбы и революционного движения рабочего класса.
Наиболее значимый теоретический источник марксизма – это классическая немецкая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. В марксизме принципиально по-новому решались теоретические и практические вопросы, давался научный ответ на основные вопросы, которые ставил ход общественного развития и в первую очередь, развитие капитализма и рабочего движения. Также был преодолен характерный для предыдущей общественной мысли антиисторизм и идеализм, а также созерцательный характер.
Важнейшей его особенностью является то, что марксизм не просто объяснял мир, но и определял условия, пути и средства по его переустройству, превратил социализм из утопии в науку.
Распространение марксистской теории в международном народном движении было встречено ожесточенным сопротивлением со стороны открытых противников, к которым отнесены бакунисты, прудонисты и др., а также со стороны соглашательских оппортунистических элементов внутри социал-демократических партий-ревизионистов.
Марксизм-ленинизм включает три органически взаимосвязанных и взаимообусловленных части:
Диалектический и исторический материализм – это философия рабочего класса и его авангарда – коммунистической партии. Он представляет собой науку о всеобщих законах природы и ее развития, общества и мышления, является теоретическим фундаментом коммунизма.
Марксистско-ленинская философия базируется на материальности мира, то есть все, что существует – различные формы движущейся материи, высшая из которых – человеческое общество. Мир един и развивается в соответствии с объективными, не зависящими от человеческого сознания законами, которые люди познают в ходе развития науки и практики. Люди сами творят свою историю, но ход общественного развития не может быть определен лишь свободной волей людей, а обуславливается материальными условиями их жизни, подчиняясь закономерностям, которые проявляются в деятельности народных масс.
Познав эти закономерности и соблюдая их в своих действиях, люди могут сознательно оказывать воздействие на процесс общественного развития. В марксизме-ленинизме впервые общество с его мнениями восприняли как целостный социальный организм, в который включаются производительные силы, производственные отношения и сферы общественной жизни, которые ими определяются: политика, мораль, право, государство, философия, искусство, религия, наука и пр. Их единство и взаимодействие характеризует общество на каждом из этапов его развития и становления, то есть, в общественно-экономической формации, развитие и смена которой является процессом прогрессивного движения общества к коммунизму.
Ядро марксистской философии – это материалистическая диалектика, которая выступает как общая методология истинного научного познания природы и общества. Материалистической диалектике характерен революционно-критический строй, каждая ступень общественного развития рассматривается в качестве переходящей. Главным в ней выступает учение о противоречии, закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник самодвижения и развития явлений и процессов действительности.
К основным положениям марксистско-ленинской парадигмы относят: