Концепция общественного мнения Э. Ноэль-Нойман


Концепция общественного мнения Э. Ноэль-Нойман

Понятие общественного мнения в концепции Э. Ноэль-Нойман

Термин «общественное мнение» употребляют средства массовой информации ежедневно, при обсуждении событий в политике, экономике и пр. Общественное мнение исследуется социологами и маркетологами, к нему же обращаются журналисты и политики.

Замечание 1

Элизабет Ноэль-Нойман – доктор философии и экономики, профессор, в ее книге «Общественное мнение: открытие спирали молчания» ознакомила читателя с оригинальной теорией собственного мнения, которое было подтверждено гигантской практической работой автора.

В 1946 году ею был организован институт по изучению мнения населения, который на сегодняшний день известен в качестве Института демоскопии.

Концепция общественного мнения Э. Ноэль-Нойман предполагает во-первых, разграничение понятий общественного и обыденного мнения, которые зачастую смешивают. Во-вторых, основой общественного мнения служат два источника:непосредственное наблюдение за окружающими, улавливание, одобрение и неодобрение различных действий;

Тематика общественного мнения, то есть его «дух» порождают средства массовой коммуникации. Именно такое формируемое настроение оказывает воздействие на поведение и оценки индивидов. Наиболее интересным нововведением данной концепции является понятие так называемого механизма «спирали молчания».

Основанием феномена «спирали молчания» служит страх индивида перед собственной изоляцией. Боязнь – это движущая сила, запускающая «спираль молчания». Общественное мнение, помимо этого, обладает социальным измерением. Если его можно безбоязненно огласить перед всем обществом, при этом, не боясь социальной изоляции, то феномен «спирали молчания» не наблюдается. Такая концепция является достаточно эвристичной при интерпретации данных вопросов общественного мнения.

Основные положения теории Э. Ноэль-Нойман

Основные положения теории Э. Ноэль-Нойман

  • каждый индивид обладает определенным мнением, но опасаясь попасть в изоляцию, он не склонен к их выражению, если его личное мнение противоречит мнению целого общества;
  • большая часть людей стремится к избеганию ситуаций персонального выбора, когда они одни вынуждены отстаивать определенные установки в связи с боязнью одиночества и социальной изолированности.

Как правило, в повседневной жизни люди ориентируются на мнения, господствующие в их окружении. Если оказывается, что его персональное мнение не поддерживается, то оно не будет открыто выражаться.

Ситуация, в которой человек ощущает себя в меньшинстве, молчит и не высказывает собственного мнения, присоединяясь этими чертами к большинству, была названа «спиралью молчания».

Э. Ноэль-Нойман, говоря о действии феномена «спираль молчания» указывала два внешних выражения его влияния на общество:

  • сдвиг последней минуты – ситуация, в которой электорат в последний момент изменяет свое мнение в сторону какой-либо партии из-за воздействия окружающего общества;
  • эффект одной упряжки – ситуация, когда индивид старается выдавать себя за сторонника партии-победителя, даже если на самом деле он голосовал иначе. Этот эффект также называется эффектом успеха.

Результаты опросов, которые широко освещаются различными СМИ, непосредственно воздействуют на характер и содержание избирательной кампании, заставляя кандидатов вносить в свои позиции соответствующие коррективы.

Сущность эффекта успеха заключается в том, что люди склонны принимать то мнение, которое разделяется большинством из их окружения. Наблюдателями прослеживается тенденция перехода избирателей на сторону опережающего кандидата. Претендент, который смог добиться преимущества над своими соперниками, вдруг начинает использовать растущую популярность среди населения. СМИ начинают уделять ему существенно большее количество внимания, по сравнению с другими кандидатами, что придает ему большую известность. В итоге, получается, что успех рождает успех.

Главное основание для работы спирали молчания – это феномен общественного мнения.

Э. Ноэль-Нойман со своими коллегами занималась изучением общественного мнения относительно прошедших выборов в бундестаг в 1965 году. Они повторно опрашивали одних и тех же респондентов, сделали вывод, что респонденты, которые после выборов корректируют свое выборное решение, то есть называют другую партию, не всегда совершают это в пользу партии-победителя, а учитывает мнение своего ближайшего окружения.

Э. Ноэль-Нойман выделила четыре совершенно разных типа распространения мнений:

  • реальный формат;
  • мнения, как они понимаются;
  • мнения, как они домысливаются;
  • собственные мнения.

Основной причиной поведения избирателей такого рода, как считают исследователя, является страх индивидов перед так называемой социальной изоляцией, так как непосредственно социальная природа человека побуждает его опасаться изоляции, а также стремится уважать и популяризировать его среди других. Более подверженными воздействию эффекта попутчиков в последнюю минуту, в соответствии с демоскопическим интервью, которое было проведено Э. Ноэль-Нойман, являются лица, чувствующие себя в общении изолированными, а также индивиды, у которых слабое самосознание и ограниченная заинтересованность в политике. Такие индивиды тянули до последнего момента с решением об участии в выборах.

Мнение индивида внутри общества, относительно каких-либо вопросов, формируется, базируясь на двух основных источниках знаний:

  • непосредственное наблюдение за его окружением;
  • сигналы окружения относительно одобрения или неодобрения тех или иных фактов, событий и мнений.
Замечание 2

По мнению Ноэль-Нойман реальная власть заключается в том, что они могут сделать из большинства – меньшинство, и тогда оно смолкает, усиливая этим доминирование СМИ и нарастание спирали молчания.

Также теория Ноэль-Нойман свидетельствует о том, что интересным является тот факт, что люди значительно более богатые, хорошо образованные, могут вступать в противоречия и дискуссии с некоторыми бесцеремонными индивидами, которые из-за своего характера не бояться остаться изолированными. Именно такое меньшинство, как считает автор, - необходимое условие изменений в обществе. Менее поворотливое же большинство – это важное условие стабильности общества.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :