Концепция общественного мнения У. Липпмана


Концепция общественного мнения У. Липпмана

Понятие общественного мнения У. Липпмана

Определение 1

Общественное мнение – это одобрение или неодобрение публичных позиций и поведения, которые выражает определенная часть общества или целостное общество.

Общественное мнение является оценкой значимого происходящего.

Липпман считал, что общественное мнение – это представления людей о себе самих, об окружающих людях, их потребностях, отношениях и намерениях.

Уолтер Липпман – это известный журналист и социолог из США. В 1922 году он издал труд «Общественное мнение», который стал классикой в теории общественного мнения. В этой работе Липпманом было не просто описано общественное мнение, он подробно охарактеризовал его.

По Липпману определение общественного мнения звучит следующим образом: это те черты внешнего мира, которые имеют отношение к поведению окружающих людей в той степени, в которой это поведение пересекается с поведением индивида и зависит от него и его интересует. Он говорил, что все, существующие в человеческом сознании образы, к которым относят образы себя и других людей, это все является предметом общественного мнения.

Механизмы восприятия по Липпману

Основная задача его работы заключалась в раскрытии и разрушении иллюзий человеческого восприятия, людям зачастую кажется, что они видят действительность и используют рационально, во всей полноте различные информационные средства. Липпман же это отрицал.

Редукция сложности является первым реальным механизмом восприятия. Липпман считал окружающий мир настолько сложным, изменчивым и обширным, что человек не способен во всей полноте воспринимать информацию. Он воспринимает только упрощенную модель внешнего мира, что и является редукцией сложности. Селективность и избирательность восприятия – это второй механизм.

Сознание человека стремится к четкости, а окружающий мир является источником искажений и противоречий. Человек выбирает те черты из мира, которые соответствуют тем образам, которые уже есть у человека в сознании и не противоречат его интересам и установкам.

Замечание 1

В результате человек видит то, что он хочет увидеть или услышать, то есть, внешняя информация выбирается в соответствии с ожиданиями индивида.

Если такое соответствие не обнаруживается, то человек может пойти тремя путями:

  1. индивид сознательно или неосознанно делает вид, что противоречащая информация отсутствует;
  2. индивид изменяет внешнюю информацию под себя;
  3. человек изменяет собственные ожидания.

Липпман демонстрирует, что это приводит к следующим результатам:

  1. самореализующее пророчество, которое означает, что какое-либо ожидание от внешнего мира осуществимо благодаря собственной активности индивида;
  2. коллизия, когда человек базируется на ложных предположениях, выстраивая на них свои действия, то результата не будет совпадать с реальностью и с опозданием и дополнительными рисками вынужденно корректируется картина мира в голове индивида.

Липпман позаимствовал из техники газетопечатанья слово «стереотип».

Люди воспринимают окружающий мир в форме стереотипов, а сами стереотипы формируются не индивидуально, а извлекаются извне. Основным источником служат СМИ. Липпман видел причину этого в том, что любая газета в руках индивида – это результат целой серии фильтров, так как перед попаданием к читателю она претерпевает упрощения и изменения.

Липпман сравнил свою теорию общественного мнения с предшествующими. Старая теория утверждала, что общественное мнение – это моральное суждение, затрагивающее ряд факторов, а теория Липпмана говорит о том, что общественное мнение – это морализованный и кодифицированный вариант любого факта.

Известно два случая существования темы:

  • тема, слитая полностью с именем, когда по какой-либо теме имеется единственное мнение – это общественная мораль, порождающая формы человеческого поведения, освещаемые правом;
  • тема и мнение относительно нее не совпадают, что вызывает возникновение конфликта и борьбы между сторонниками и противниками какого-либо мнения и важное место в такой борьбе отведено СМИ, которые могут манипулировать сознанием людей, задавая как тему, так и отношение к ней.

Большинство определений общественного мнения можно разделить на три группы:

  1. рационалистическая – общественное мнение элиты;
  2. интеграционная – общественное мнение как интеграция, скоординированность, согласие, которое объединяет всех и базируется на большинстве населения;
  3. инструменталистская – общественное мнение в качестве индивидуальных мнений.

Общественное мнение – это роль инструмента при формировании и принятии решений в условиях демократии.

Было выделено два рода функций общественного мнения:

  • явные – объективные последствия, которые дают системе возможность приспосабливаться и адаптироваться, а участники процесса – намеренные и осознаваемые;
  • латентные – последствия каких-либо социальных явлений и процессов, которые являются неосознаваемыми и не намеренными.
Замечание 2

Общественное мнение в качестве рациональности начинается с рациональных концепций теории Просвещения. То есть общественное мнение следует рассматривать в качестве результата рассудочной деятельности.

Чаще встречается точка зрения, что общественное мнение является результатом рационального обсуждения противоречивых вопросов политики. В чикагской школе принято различать чувство толпы и общественного мнения в качестве разума, а общественное мнение является продуктом рассуждений и дискуссий, в которых люди обмениваются своими точками зрения и одна из которых победит.

В США 30-х годов возникла точка зрения, что субъектом общественного мнения является совокупность лиц, которые имеют право участвовать в правительстве. Общественный – это вызывающий интерес социума, несущий пользу социуму, но также и носителем общественного может быть ограниченная группа людей. Из индивидуальных мнений и суждений формируется нечто общее.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :