Общественное мнение – это одобрение или неодобрение публичных позиций и поведения, которые выражает определенная часть общества или целостное общество.
Общественное мнение является оценкой значимого происходящего.
Липпман считал, что общественное мнение – это представления людей о себе самих, об окружающих людях, их потребностях, отношениях и намерениях.
Уолтер Липпман – это известный журналист и социолог из США. В 1922 году он издал труд «Общественное мнение», который стал классикой в теории общественного мнения. В этой работе Липпманом было не просто описано общественное мнение, он подробно охарактеризовал его.
По Липпману определение общественного мнения звучит следующим образом: это те черты внешнего мира, которые имеют отношение к поведению окружающих людей в той степени, в которой это поведение пересекается с поведением индивида и зависит от него и его интересует. Он говорил, что все, существующие в человеческом сознании образы, к которым относят образы себя и других людей, это все является предметом общественного мнения.
Основная задача его работы заключалась в раскрытии и разрушении иллюзий человеческого восприятия, людям зачастую кажется, что они видят действительность и используют рационально, во всей полноте различные информационные средства. Липпман же это отрицал.
Редукция сложности является первым реальным механизмом восприятия. Липпман считал окружающий мир настолько сложным, изменчивым и обширным, что человек не способен во всей полноте воспринимать информацию. Он воспринимает только упрощенную модель внешнего мира, что и является редукцией сложности. Селективность и избирательность восприятия – это второй механизм.
Сознание человека стремится к четкости, а окружающий мир является источником искажений и противоречий. Человек выбирает те черты из мира, которые соответствуют тем образам, которые уже есть у человека в сознании и не противоречат его интересам и установкам.
В результате человек видит то, что он хочет увидеть или услышать, то есть, внешняя информация выбирается в соответствии с ожиданиями индивида.
Если такое соответствие не обнаруживается, то человек может пойти тремя путями:
Липпман демонстрирует, что это приводит к следующим результатам:
Липпман позаимствовал из техники газетопечатанья слово «стереотип».
Люди воспринимают окружающий мир в форме стереотипов, а сами стереотипы формируются не индивидуально, а извлекаются извне. Основным источником служат СМИ. Липпман видел причину этого в том, что любая газета в руках индивида – это результат целой серии фильтров, так как перед попаданием к читателю она претерпевает упрощения и изменения.
Липпман сравнил свою теорию общественного мнения с предшествующими. Старая теория утверждала, что общественное мнение – это моральное суждение, затрагивающее ряд факторов, а теория Липпмана говорит о том, что общественное мнение – это морализованный и кодифицированный вариант любого факта.
Известно два случая существования темы:
Большинство определений общественного мнения можно разделить на три группы:
Общественное мнение – это роль инструмента при формировании и принятии решений в условиях демократии.
Было выделено два рода функций общественного мнения:
Общественное мнение в качестве рациональности начинается с рациональных концепций теории Просвещения. То есть общественное мнение следует рассматривать в качестве результата рассудочной деятельности.
Чаще встречается точка зрения, что общественное мнение является результатом рационального обсуждения противоречивых вопросов политики. В чикагской школе принято различать чувство толпы и общественного мнения в качестве разума, а общественное мнение является продуктом рассуждений и дискуссий, в которых люди обмениваются своими точками зрения и одна из которых победит.
В США 30-х годов возникла точка зрения, что субъектом общественного мнения является совокупность лиц, которые имеют право участвовать в правительстве. Общественный – это вызывающий интерес социума, несущий пользу социуму, но также и носителем общественного может быть ограниченная группа людей. Из индивидуальных мнений и суждений формируется нечто общее.