Выражение общественного мнения


Выражение общественного мнения

Каналы выражения общественного мнения

Определение 1

Общественное мнение – это тип массового сознания, в котором прослеживается завуалированное или открытое отношение каких-либо социальных групп к различным событиям и процессам из их реальной жизни, которые затрагивают их потребности и интересы.

Все известные каналы выражения общественного мнения можно разделить на три группы, резко отличающиеся друг от друга по своим информационным свойствам:

  1. группа – представлена опосредованными каналами выражения, характеризующимися тем, что общественное мнение распространяется сквозь них опосредовано, посредством так называемого ретранслятора. К этой группе можно отнести СМИ, устную массовую пропаганду, наглядную агитацию, заседания и документы органов управления. Общественное мнение в этом случае чувствует воздействие ретранслятора, поэтому может быть искажено.
  2. группа – представлена прямыми каналами выражения общественного мнения, характеризующиеся тем, что общественное мнение распространяется сквозь них и поступает прямо в органы управления, минуя фигуру ретранслятора. К этой группе относят собрания, средства информационного давления, такие как митинг, демонстрация и забастовка, а также личный контакт руководства и населения, письмо и пр. В этом случае общественное мнение может быть достаточно объективным, но, скорее всего, не сможет репрезентативно отразить мнение различных социальных общностей. Например, опыт показывает, что письма, приходящие в редакции газет или мэрии, пишут люди, характеризующиеся определенной ментальностью, и чаще всего в них содержится негативная информация. Поэтому нельзя судить о целостном общественном мнении только по таким письмам.
  3. группа – специализированные каналы выражения общественного мнения являются методами научного анализа общественного мнения. К этой группе относят опросы населения, референдумы и выборы. Очевидно, что информация, которая получается посредством этих каналов – более качественная и надежная, так как она обладает принципиальными возможностями стать репрезентативной и объективной. В нашем обществе работники органов управления используют опосредованные и прямые каналы изучения общественного мнения и крайне редко – специализированный, о чем говорят результаты социологических исследований.

Типы высказываний общественного мнения

Выделяют несколько основных типов высказываний общественного мнения:

  • Первый тип – это оценочные суждения, которые могут быть прямой и однозначной оценкой явления, а могут выступать различными видами косвенной оценки.
  • Второй тип – обосновывающее суждение – оно должно объяснить, почему говорящий высказывает именно такую точку зрения.
  • Третий тип – аналитической суждение – рассматривает почему существует само явление, подлежащее рассмотрению, каковы наиболее важные связи в нем и пр.
  • Четвертый тип – экзистенциальное суждение – его содержанием является констатация какого-либо явления, установление факта его наличия в действительности.
  • Пятый тип – конструктивное суждение – исследователю необходимо помнить, что типы суждений многообразны, и в каждом из них может быть высказано общественное мнение.

Базой для формирования общественного мнения являются: слухи, молва, сплетни, личный опыт индивида, который накопился в ходе непосредственной практической деятельности, а также совокупный коллективный опыт, то есть сведения, поступившие к человеку через ближайшее ему социальное окружение, из научной литературы, СМИ. Также известны источники искажающие мнение в процессе его непосредственного высказывания.

Первые из них зависят от совокупности социально-политических условий, в которых и функционирует общественное мнение. Именно поэтому формирование и становление общественного мнения связывают с развитием демократических структур, СМИ и пр.

Еще одна группа помех связана с высказывающейся личностью. Данный тип помех зависит от личных качеств индивида: его характера, гражданской активности, уровня образованности и пр. Еще одни источником помех выступает сама природа социологического исследования. В связи с ошибками, которые были допущены исследователем на любой стадии работы – при составлении вопросов, проведении исследования, обработки результатов и т.д.

Феномен слухов

Феномен слухов не просто известен с давних времен, но и давно используется с целью идеологической и политической борьбы. Систематическое изучение феномена слухов начали в США и Германии лишь после первой мировой войны.

Слухи зачастую содержат недостоверную информацию, также как и официальные сообщения. В первые дни Великой Отечественной войны почтовые отделения безоговорочно принимали к отправке посылки в оккупированные нацистами города, чтобы опровергнуть «вредный слух». Поэтому, несмотря на популярное словоупотребление, степень достоверности не связана с тем, насколько квалифицируется какая-то информация в качестве слуха. Важно лишь то, что информацию передают по сетям межличностного общения.

Сходство слухов с общественным мнением заключается в формировании их на одном уровне, у них одни и те же субъекты – индивидуумы, группы, общности и институты, один предмет и механизм формирования, то есть стереотипизация, одни функции – рационализация, социальный контроль и пр.

Различаются названные феномены сутью – информационной или оценочной, а также степенью институционализации. Например, слух – это праформа общественного мнения, которая является и как источник формирования общественного мнения в качестве полноценного социального института.

Возникновение слухов и формирование общественного мнение располагается на уровне обыденного сознания. Ключевое значение принадлежит социальному настроению, которое выступает фоном.

Определение 2

Социальное настроение – это преобладающее состояние определенных социальных субъектов в некоторый промежуток времени, который характеризуется типом и уровнем эмоционального накала.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :