Общественное мнение – это тип массового сознания, в котором прослеживается завуалированное или открытое отношение каких-либо социальных групп к различным событиям и процессам из их реальной жизни, которые затрагивают их потребности и интересы.
Все известные каналы выражения общественного мнения можно разделить на три группы, резко отличающиеся друг от друга по своим информационным свойствам:
Выделяют несколько основных типов высказываний общественного мнения:
Базой для формирования общественного мнения являются: слухи, молва, сплетни, личный опыт индивида, который накопился в ходе непосредственной практической деятельности, а также совокупный коллективный опыт, то есть сведения, поступившие к человеку через ближайшее ему социальное окружение, из научной литературы, СМИ. Также известны источники искажающие мнение в процессе его непосредственного высказывания.
Первые из них зависят от совокупности социально-политических условий, в которых и функционирует общественное мнение. Именно поэтому формирование и становление общественного мнения связывают с развитием демократических структур, СМИ и пр.
Еще одна группа помех связана с высказывающейся личностью. Данный тип помех зависит от личных качеств индивида: его характера, гражданской активности, уровня образованности и пр. Еще одни источником помех выступает сама природа социологического исследования. В связи с ошибками, которые были допущены исследователем на любой стадии работы – при составлении вопросов, проведении исследования, обработки результатов и т.д.
Феномен слухов не просто известен с давних времен, но и давно используется с целью идеологической и политической борьбы. Систематическое изучение феномена слухов начали в США и Германии лишь после первой мировой войны.
Слухи зачастую содержат недостоверную информацию, также как и официальные сообщения. В первые дни Великой Отечественной войны почтовые отделения безоговорочно принимали к отправке посылки в оккупированные нацистами города, чтобы опровергнуть «вредный слух». Поэтому, несмотря на популярное словоупотребление, степень достоверности не связана с тем, насколько квалифицируется какая-то информация в качестве слуха. Важно лишь то, что информацию передают по сетям межличностного общения.
Сходство слухов с общественным мнением заключается в формировании их на одном уровне, у них одни и те же субъекты – индивидуумы, группы, общности и институты, один предмет и механизм формирования, то есть стереотипизация, одни функции – рационализация, социальный контроль и пр.
Различаются названные феномены сутью – информационной или оценочной, а также степенью институционализации. Например, слух – это праформа общественного мнения, которая является и как источник формирования общественного мнения в качестве полноценного социального института.
Возникновение слухов и формирование общественного мнение располагается на уровне обыденного сознания. Ключевое значение принадлежит социальному настроению, которое выступает фоном.
Социальное настроение – это преобладающее состояние определенных социальных субъектов в некоторый промежуток времени, который характеризуется типом и уровнем эмоционального накала.