Направления социальной психологии


Направления социальной психологии

Понятие и типы социальной психологии

Определение 1

Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая занимается изучением закономерностей, поведенческих особенностей и человеческой деятельности, обусловленных их социальным взаимодействием.

Социальная психология занимается изучением психологических явлений – процессов, состояний и свойств, которые характеризуют индивида и группу в качестве субъектов социального взаимодействия.

Социальная психология разделяется на:

  • теоретическую;
  • прикладную.

Теоретическая социальная психология состоит из:

  • социальной психологии личности и малых групп, изучающей процессы социализации, социально-психологические механизмы и взаимоотношения, процессы общения и взаимодействия, массовые социально-психологические явления, психологии малых групп, психологии отдельной личности внутри группы, психологии различных типов групп и т.д.;
  • социальной психологии больших групп (общностей), которыми изучаются социально-психологические особенности больших групп, социально-гендерной психологии, социально-политической психологии, психологии общественных движений, этнопсихологии, социально-возрастной психологии, психологии религий и т.д.;
  • социальной психологии общества, изучающей психологию социально-экономических систем, взаимодействия общества и власти, правового общества, психологии общественных кризисов и т.п.;

Прикладная социальная психология состоит из:

  • профессиональной социальной психологии, которая в свою очередь состоит из социально-психологической профессиографии, социальной психологии профессиональной деятельности, трудового коллектива, инноваций, социально-психологических особенностей деятельности специалистов различных областей и т.д.;
  • отраслевой социальной психологии, изучающей социальную психологию управления, экономики и предпринимательства, международные отношения, законность и правопорядок, образование, культуру, торговлю и рекламу, конкуренцию, соперничество, конфликтология и т.п.;
  • прикладной психологии, включающей систему социально-психологического обеспечения практических аспектов, личности и деятельности социального психолога, социально-психологической диагностики, экспертизы, анализа, консультирования, технологии службы доверия, семьи и т.п.

Школы социальной психологии

В рамках социальной психологии условно выделяют несколько школ психологии:

  1. Функционализм, или школа функциональной психологии. Главная социально-психологическая проблема данного направления – подбор наиболее оптимальных условий для социальной адаптации субъектов социальной жизни.
  2. Бихевиоризм и, сформировавшийся позднее, необихевиоризм – представляется собой поведенческую психологию, занимающуюся изучением закономерностей поведения животных и человека. Яркими представителями данного направления считают Павлова И.В., Бехтерева В.М., Уотсона Д., Скиннера Б и др. Центральная проблемой бихевиоризма выступает научение, то есть процесс приобретения индивидуального опыта человеком через пробы и ошибки. Психоаналитической направление данной ветви связывают с Зигмундом Фрейдом.

    Замечание 1

    Бихевиористской социальной психологией была создана практика активного обучения и групповой психотерапии, в первую очередь, умений и навыков. Можно отметить, что все разнообразие социально-психологических подходов в бихевиоризме базируется на достаточно ограниченном наборе концептуальных понятий внутри данной парадигмы. На поведении, стимуле, реакциях, подкреплении – поощрении либо наказании, научении.

    Бихевиоризм ориентируется на модель человека, которую можно обозначить как модель человека реагирующего. Но данная модель игнорирует специфику человека как объекта изучения.

    Социально-психологической проблемой данного направления является столкновение влечения человека и социальных запретов.

  3. Гуманистическая психология, представителями которой считают Оллпорта Г., Маслоу А., Роджерса К. и др. В раммках данного направления исследуется человек в качестве полноценно развивающейся личности, стремящейся к реализации своих потенциальных возможностей.

  4. Когнитивизмом акцент ставится на процесс познания мира человеком через основные когнитивные психические процессы – память, внимание и пр. Проблемой когнитивизма является процесс принятия человеком решений.

    Когнитизвизм – это отрасль развития взглядов двух наиболее крупных теоретиков американской психологии ХХ века – Леона Фестингера и Курта Левина. Левин внес огромный вклад в развитие современной социальной психологии, он не просто обогатил ее идеями и конкретными данными, а разработал целые области социально-психологического знания. Это учение затрагивает групповую динамику и ряд конкретных исследований в сфере сплочения, развития и взаимодействия личности с группой, лидерство и руководство. Это методология, включающая активное социально-психологическое обучение и принятие эффективных групповых решений. Сюда же можно отнести подходы к пониманию и разрешению конфликтов как внутри одной группы, так и между нескольких групп.

    Левин К. оказал воздействие на узкие направления социальной психологии, а также под влиянием его идет были сформированы устойчивые социально-психологические взгляды на природы взаимодействия человека и группы, личности и общества, взгляд с точки зрения динамической взаимосвязи и взаимозависимости.

  5. Интеракционизм и, сформировавшийся позднее, символический интеракционализм, основная идея которого заключается в том, что личность всегда социальна и формироваться вне общества не может. Особенная роль отведена коммуникации в качестве обмена символами и выработки единых смыслов и значений.

    Символический интеракционизм – это течение научной социально-психологической мысли, которое берет свое начало на в индивидуально-психологически, а социологических представлениях, касающихся социального поведения человека.

    Интеракционизм базируется на взглядах Дж. Мида - американского философа, социолога и социального психолога. Он считал основой интеракционизма последовательное понимание группы как целого. Эта целостность является преобладающей над индивидом. Человеческое поведение внутри группы анализируют и интерпретируют не выходя за рамки целостной активности группы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :