Социальная психология – это отрасль психологии, занимающаяся изучением закономерностей поведения человека, обусловленных его вхождением в те либо иные социальные группы и самих этох групп.
Социальная психология сформировалась во второй половине XIX века на границе социологии и психологии. Ее возникновение было предвосхищено длительным периодом накопления знаний о человеке и человеческом обществе. Изначально социально-психологические идеи были сформированы в философии, антропологии, социологии, этнографии и языкознании. Были введены понятия психологии народов, инстинктов масс и пр. Отдельные идеи, по своей сути принадлежащие социальной психологии, были отмечены уже в трудах Платона и Аристотеля, а также французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, а позже в работах Гегеля Г. и Фейербаха Л.
К середине XIX века социальная психология стала самостоятельной наукой, но носила описательный характер. Ее возникновение принято связывать в созданием Штейнталем Г. и Лацариусом М. в 1859 году в Германии «Журнала по этнической психологии и языкознанию». В Европе крупными представителями эмпирической социальной психологии принято считать французского юриста и социолога Тарда Г., французского социолога Лисбона Г. и английского психолога Мак-Дугалла У. Этими учеными еще в конце XIX – начале ХХ века были предприняты попытки обоснования социального развития общества в соответствии с отдельными свойствами человеческой психики. Тард рассматривал предрасположенность, Лебон – психическое заражение, Мак-Дугалл – инстинкты.
В нашей стране интенсивное развитие социальной психологии пришлось только на конец 1950-х – начало 60-х годов.
В это время начали проводить разнообразные экспериментальные, теоретические и прикладные исследования в области социальной психологии. Но на этот момент достижения отечественной социальной психологии еще не были консолидированы в стройную систему категорий. В некоторых случаях исследователи оставались на описательно-эмпирическом уровне.
На современном этапе социальная психология наиболее интенсивно развивается в США. В последнее время широкое распространение получила концепция интерактивности и межличностного взаимодействия.
Предметная зона, которая возникла на стыке социальной и общей социологии, состоит из трех групп изучаемых явлений:
Предметная зона, которая находится на стыке социальной психологии и общей психологии и связана с процессом выявления и изучения социально-психологических явлений личности – процесса социализации, социальных ролей, статусов, позиций, механизмов психологической защиты и пр.
Предметная зона, которая относится исключительно к социальной психологии разделена на две группы изучаемых феноменов:
Иными словами, социальная психология является сложным, многообразным культурным явлением. В какой бы форме оно ни было представлено – житейской, научной, психотехнической, культурологической – социальную психологию всегда будут воспринимать в качестве науки, имеющей в основном практическое, а не чисто познавательное значение. Люди всегда будут стремиться к тому, чтобы применить установленные социально-психологические закономерности, чтобы изменить и улучшить индивидуальную или общественную жизнь.
Социально-психологические исследования различных объектов в самых разных сферах жизни и деятельности людей могут быть проведены на нескольких уровнях – эмпирическом, теоретическом и практическом.
На теоретическом уровне анализируются и обобщаются данные теоретического материала – различные концепции, теоретические положения, гипотезы и выводы, касающиеся каких-либо социально-психологических явлений.
На эмпирическом уровне исследование нацелено на выявление, описание и анализ конкретных фактов реального мира, то есть социально-психологических особенностей явления, подверженного изучению. При этом наиболее ценными считают эмпирические данные, которые получены экспериментальным путем.
Практическое изучение направлено на разрешение какой-либо практической задачи, основываясь на анализе учета и использования и теоретической, и практической информации и ее социально-психологической составляющей.
Таким образом, социальная психология, как и любая другая наука, разделяется на теоретическую, эмпирическую (экспериментальную) и практическую (прикладную. Поэтому, при возникновении вопроса относительно целесообразности социально-психологических исследований какого-либо конкретного явления социальной жизни, необходимо сразу определять его рамки. Например, если в случае одного и того же объекта изучения упор сделать на теоретическом осмыслении проблемы, то обязательно возникнут трудности при разработке эффективных психологических рекомендаций по практическому ее разрешению. И наоборот, даже в случае успешно решенной практической задачи социально-психологической направленности она не всегда является ценной относительно интересов теоретической социальной психологии.