Социальная адаптация трудных подростков


Социальная адаптация трудных подростков

Общая характеристика трудных подростков

Подростковый возраст характеризуется кризисом, связанным с движением к освобождению от детской зависимости. Сложности социальной адаптации подростков обусловлены трудностями условий жизни и развития ребенка, особенностями личностной структуры, педагогической запущенностью.

Замечание 1

К категории «трудных» подростков в педагогике и психологии чаще всего относятся подростки с отклоняющимся, девиантным (асоциальным) и делинквентным (противозаконным)поведением, которое не соответствует социальным нормам.

Трудные подростки чаще всего являются физически здоровыми, но испытывают трудности в воспитании и обучении, в связи с чем отстают из-за большого количества пропущенных уроков.

Компоненты социальной адаптации трудных подростков

Социальная адаптация трудных подростков включает несколько компонентов.

  1. Психолого-медико-педагогическое обследование
  2. Обеспечение эффективности освоения подростком школьной программы, установленной учебной деятельности
  3. Наличие эмоционально положительных, удовлетворяющих подростка социальных взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями
  4. Обеспечение психологической защищенности подростка
  5. Формирование личностной и социальной компетентности подростка
  6. Педагогическая помощь
  7. Психологическая помощь
  8. Организация свободного времени

На первом этапе проводится всестороннее психолого-медико- педагогическое исследование личности и социального окружения подростка (семьи, классного коллектива, ближайшего окружения), выявляются причины девиантного и делинквентного поведения и после этого осуществляются работа психолога педагога и социального педагога.

Работа по социальной адаптации реализуется и будет эффективна только если строится на основе следующих действий:

  • обеспечение эффективности освоения подростком школьной программы, установленной учебной деятельности;
  • наличие эмоционально положительных, удовлетворяющих подростка социальных взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями;
  • создание психологической защищенности подростка.

Психологическая защищенность включает в себя следующие компоненты:

  • знание подростками своих правовых норм и обязанностей;
  • реализация педагогами учебного заведения воспитательной и учебной программы;
  • социальные отношения подростка основаны на психологическом и социальном равенстве, исключающем по отношению к нему любую дискриминацию;
  • соблюдение права учащегося на свою уникальность и самоопределение;

Формирование личностной и социальной компетентности подростка предполагает:

  • коррекцию асоциальных проявлений;
  • формирование позитивного образа я, самоуважения, способности мыслить критически, умения ставить цели и задачи, а также брать ответственность за принимаемые решения;
  • формирование умения владеть эмоциями, справляться со стрессовыми ситуациями, тревожностью, конфликтами и собственными эмоциональными проявлениями;
  • обучение социально приемлемым способам защищаться и реагировать на критику, сопротивляться давлению, противостоять вредным привычкам, решать возникающие проблемы социально позитивными способами.

Для осуществления этой деятельности могут быть использованы:

  1. словесные методы (беседа, объяснение, лекции, воспитательные приучения, внушение и поощрение, наказание, мотивирование);
  2. организационно-распорядительные методы (инструктирование, нормирование, контроль, проверка исполнения и др.).

Педагогическая помощь будет заключаться в создании благоприятных условий для развития личности подростка: постоянное отслеживание пробелов знаний трудных подростков, определение системы дополнительных занятий, снятие синдрома неудачника, забота, укрепление положения трудных подростков в коллективе, создание личностной обстановки успеха и оказание педагогической помощи родителям трудного подростка (понимание, опора на положительные качества, контроль поведения, мотивирование и эффективное заполнение свободного времени)

Психологическая помощь будет заключаться в исследовании психологического своеобразия трудных подростков, особенностей их жизни, личностных особенностей, мотивов, воли, профессиональной направленности, особенностей эмоционального развития, патологических проявлений, выявление проблем семейного воспитания, не отреагированных проекций и т.д.

Индивидуальные консультации для подростка, которые он может посещать, индивидуальные беседы психолога с подростком для осознания своих мотивов, действий и поступков, преодоление страхов и неуверенности в общении с социумом.

Важным компонентом социальной адаптации трудных подростков является организация свободного времени.

Замечание 2

Необходимо выявить наиболее интересующие и общественно позитивные способы реализации личностных особенностей подростка, которые бы мотивировали его к социальной, оптимальной и позитивной деятельности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :