Подростковый возраст характеризуется кризисом, связанным с движением к освобождению от детской зависимости. Сложности социальной адаптации подростков обусловлены трудностями условий жизни и развития ребенка, особенностями личностной структуры, педагогической запущенностью.
К категории «трудных» подростков в педагогике и психологии чаще всего относятся подростки с отклоняющимся, девиантным (асоциальным) и делинквентным (противозаконным)поведением, которое не соответствует социальным нормам.
Трудные подростки чаще всего являются физически здоровыми, но испытывают трудности в воспитании и обучении, в связи с чем отстают из-за большого количества пропущенных уроков.
Социальная адаптация трудных подростков включает несколько компонентов.
На первом этапе проводится всестороннее психолого-медико- педагогическое исследование личности и социального окружения подростка (семьи, классного коллектива, ближайшего окружения), выявляются причины девиантного и делинквентного поведения и после этого осуществляются работа психолога педагога и социального педагога.
Работа по социальной адаптации реализуется и будет эффективна только если строится на основе следующих действий:
Психологическая защищенность включает в себя следующие компоненты:
Формирование личностной и социальной компетентности подростка предполагает:
Для осуществления этой деятельности могут быть использованы:
Педагогическая помощь будет заключаться в создании благоприятных условий для развития личности подростка: постоянное отслеживание пробелов знаний трудных подростков, определение системы дополнительных занятий, снятие синдрома неудачника, забота, укрепление положения трудных подростков в коллективе, создание личностной обстановки успеха и оказание педагогической помощи родителям трудного подростка (понимание, опора на положительные качества, контроль поведения, мотивирование и эффективное заполнение свободного времени)
Психологическая помощь будет заключаться в исследовании психологического своеобразия трудных подростков, особенностей их жизни, личностных особенностей, мотивов, воли, профессиональной направленности, особенностей эмоционального развития, патологических проявлений, выявление проблем семейного воспитания, не отреагированных проекций и т.д.
Индивидуальные консультации для подростка, которые он может посещать, индивидуальные беседы психолога с подростком для осознания своих мотивов, действий и поступков, преодоление страхов и неуверенности в общении с социумом.
Важным компонентом социальной адаптации трудных подростков является организация свободного времени.
Необходимо выявить наиболее интересующие и общественно позитивные способы реализации личностных особенностей подростка, которые бы мотивировали его к социальной, оптимальной и позитивной деятельности.