Объектом социально-педагогической деятельности выступает человек, с точки зрения его индивидуальных и общественных качеств, как главный элемент социальной жизни.
Предметом социально-педагогической деятельности значатся воспитательные нюансы в его социальном становлении, приобретение им статуса в обществе, его социальная жизнь в целом.
Такие ключевые педагогические понятия, как социальная педагогика и социальная работа находятся в постоянной взаимосвязи, постоянно пересекаясь. В широком понимании и теоретический и практический аспекты социальной работы содержат в себе и социально-педагогическую теорию и ее функционирование, выступающие как составные, но не единственные элементы. Социальная деятельность состоит из:
Предмет социально-педагогической практики и теории является самодостаточным и специфическим. Отсюда, на первом плане воспитательные и образовательные технологии, а на втором плане - социальный педагог, как интегративный представитель профессии социального работника.
Следовательно, каждому социальному работнику необходимо быть компетентным и в социально-педагогическом плане, потому что опыт в таких навыках и умениях необходимый компонент его профессиональной деятельности. Социальному работнику следует помнить о педагогических аспектах своей работы и не упускать использование педагогических средств и технологий в решении социальных задач. Ему необходимо объективно оценивать происходящие в его области процессы, и обладать мастерством предвидения социальных последствий педагогических технологий, как инструментов воспитательного воздействия на личность. Педагогическое функционирование происходит с отдельными людьми или целыми социальными группами, при наличии у них проблем и сложностей в жизнедеятельности. Получается, что социальный работник должен быть гибким, уметь видеть свои ошибки и недоработки, а также быть в постоянном поиске новых методов и методических приемов.
Вместе с тем, социальное обслуживание осуществляет специализированную необходимую социально-педагогическую поддержку и помощь с социально неприспособленными детьми, трудными подростками, жертвами насилия, людьми, проявляющими склонность к вредным привычкам, суицидальным явлениям. Для того, чтобы оказывать такую специализированную помощь, социальному работнику нужно пройти специальную подготовку по предмету: «Содержание и методика педагогической деятельности в структуре социальной работы» и дисциплине «Методика психосоциального труда».
Социально-педагогической деятельностью называется деятельность по обеспечению образовательными и воспитательными средствами, сообщение человеку и освоение им социального опыта, знаний, навыков и умений человечества, активной и продуктивной социальной деятельности. Социально-педагогическая деятельность включает такие процессы: образование, обучение и воспитание, интериоризация и экстериоризация социальных и культурных программ и общественного достояния. Постоянное совершенствование отдельного индивида и общества, процесс обеспечения преемственности, как общественно необходимые виды деятельности, носят название социально-педагогической деятельности.
Фундамент социально-педагогического труда - это процесс общения людей событийно-диалогического характера. Такие встречи происходят с людьми с разным мировоззрением, системой воспитания, менталитетом, поведением. Социальная работа - это процесс взаимодействия, большой совместный труд. Способность к сопереживанию, сочувствию должно быть основным свойством и социального работника, и педагога.
Социальное конструирование и проектирование реализуется посредством социально-педагогического труда. Такая функция осуществляется посредством:
Важно помнить: результаты социально-педагогического труда могут быть не только положительными, но еще и реакционными, при которых укрепляется деперсонализация индивида, он отчуждается от себя и социума. А также консервативными, когда закрепляются господствующие у человека социальные ценности и поведенческие формы. В общем такая деятельность является гуманистической, потому что содействует развитию и укреплению индивидуальности человека, и противостоит отчуждению его от общественной жизни.
Главными принципами социально-педагогической деятельности признаются:
Такими являются основополагающие принципы социально-педагогического функционирования, как теоретического, так и практического. В них отразились не только педагогические потребности, но и философские, психологические, социологические нормы, потому что все общечеловеческие знания являются единой системой.
Социально-педагогическая деятельность - это целенаправленный процесс разрешения социально значимых задач и проблем, которые возникают и в образовательной, и в социальной сфере, и учитывают специфику социального и экономического развития региона.