Социальная педагогика рассматривает деятельность и существование людей в социуме, взаимодействие индивидуумов друг с другом, взаимоотношения общественно – социальных институтов.
Объектом исследования науки социальная педагогика является, в первую очередь, человек в его социальном окружении и их взаимосвязи. Предмет исследования социальной педагогики – это взаимодействие человека с окружающим миром.
Целью развития социальной педагогики как науки является изучение взаимодействия и взаимоотношений личности и индивида в обществе для сохранения, поддержания и совершенствования его социальной активности и гармонизации.
Любая наука не формируется за один день и на пустом месте. Ее образованию и становлению всегда предшествуют какие-то открытия, идеи, сформировавшиеся в последующем в некую систему, имеющую под собой структуру и формы развития. Так, область социальной педагогики выделилась отдельно совсем недавно, однако изучались взаимоотношения человека и социума с древнейших времен в рамках других наук (философия, педагогика, социология и пр.).
Социальная педагогика как отрасль педагогики активно рассматривается и изучается с начала ХХ в., однако выделение ее как науки произошло в середине $XIX$ в. нмецким ученым, занимающимся педагогикой в целом Фридрихом Дистервегом.
Еще в $XVIII$ в. наука педагогика начала выделять ранний юношеский возраст как определенный отдельный этап формирования и развития человека, как личности. Пристальный взгляд стал направляться на развитие девушек и юношей. Далее, с середины $XIX$ в., педагогика стала более детально рассматривать группы молодежи и людей более старшего возраста. В это же время появилось внимание к людям, не попадающих по своему развитию в существующие рамки правил и норм. Отсюда берет начало возрождения наука социальная педагогика.
Далее расширили ее произошедшие изменения в обществе, науке и технике: развитие социальных и культурных отношений в Европе и Америке, скачок в развитии промышленности и техники, переселение людей из деревень в города и связанные с этим проблемы социального развития, такие как рост преступности, беспризорности и нищенства. В данных обстоятельствах влияние церкви на воспитание оставалось важным, но стало сдавать свои позиции. Образовавшееся пространство в развитии воспитательной функции, которое должно было чем-то заполниться, дало возможность образованию новой ветви развития социальной педагогики.
Дальнейшее развитие педагогики стало выделение новой ветви– андрогогики. Но эта отрасль с самого своего рождения (с середины $XIX$ в.) занималась и продолжает заниматься только воспитанием и образованием взрослых слоев населения. Совсем недавно от этой науки ответвилась еще одна отрасль –герогогика, которая занимается изучением проблем людей пожилого возраста.
В $XIX$ в. появились новые запросы государства и общества, касаемые детей и подростков, имеющих трудности в адаптации в обществе и появившихся у них проблемах в поведении. Педагогика не смогла найти достойного ответа по данному вопросу. В это время начала свое развитие и продолжает развиваться педагогика перевоспитания, от которой и появилась социальная педагогика. Некоторые ученые – педагоги расценивали данную новую ветвь педагогики, как изучение проблем и оказание социальной помощи обездоленным детям и подросткам и профилактику правонарушений в обществе, в том числе среди несовершеннолетних.
Но немецкий педагог Пауль Наторп определил социальную педагогику как науку, изучающую наличие проблем в воспитании для усовершенствования культурного развития общества и народа, что вполне соответствовало запросам общества и позволило рассматривать данную науку как систему правил и норм воспитания личности на протяжении всей жизни человека.
В нашей стране данная наука стала изучаться уже в конце $XIX$ в., в качестве идеи связать школу с обществом. Основоположником данной идеи был С. Т. Шацкий и другие ученые его единомышленники.
В 1970-е годы появились новые проблемы в системе воспитания, в это же время стало появляться все больше новых идей и научных трудов, разрабатывались новые методы и приемы воспитательной работы. С тех пор социальная педагогика прошла в своем развитии и становлении три этапа:
В настоящее время с появлением новой системы образования предъявляются все большие требования к педагогике, возрастает роль педагогики, вообще, а вместе с тем и роль социальной педагогики. Социальная педагогика сейчас изучает существующие проблемы человека и социума и создает теоретико-практические и теоретико-эмпирические основы знаний по таким направлениям как:
Наука социальная педагогика рассматривает и объясняет сущность социального воспитания именно в контексте социализации личности.