Художественная литература — это одно из направлений искусства, наряду с музыкой, изобразительным искусством, танцами и так далее. Все эти направления объединены с помощью художественного образа, который каждое из направлений представляет своим особым художественным языком. В отношении литературы это — слово.
ДОУ — дошкольное образовательное учреждение. Например, детский сад.
Художественная литература показывает и раскрывает маленьким детям современную жизнь, мир человеческих эмоций и взаимоотношений. Такая литература формирует детское мышление, речь, взращивает в них добродетели, расширяет спектр детских эмоций, представления об окружающем мире. Она помогает воспитывать детей как духовно, так и нравственно. Сначала дети учатся сопереживать героям произведений, а впоследствии благодаря этому опыту начинают различать настроение окружающих их людей, отсюда и появляются гуманные чувства: участие, доброта, нежность, великодушие и другие.
В современном мире привить ребёнку любовь к чтению весьма сложно. Технологии постоянно развиваются, интернет пестрит информацией на любой вкус — редко можно увидеть взрослого человека, увлекшегося чтением. Что уж говорить о детях, которые с малолетнего возраста учатся печатать на клавиатуре, но не писать от руки. Герои мультфильмов заменяют им героев сказок, а вместо книг в руках оказывается модный и высокофункциональный гаджет.
Художественная литература влияет на детей дошкольного возраста лишь в положительном ключе, способствуя правильному и всестороннему развитию их личности, прививая любовь к своему языку, стране, пробуждая воображение.
Дошкольников нельзя отнести к активным читателям, скорее к активным слушателям. Именно этот возраст многие психологи считают фундаментом в развитии будущего таланта читателя. Ведь именно в таком возрасте дети шаг за шагом учатся сочувствовать героям сказок и былин, радоваться или грустить вместе с ними. А полюбившиеся герои становятся не только друзьями, но и ролевыми моделями — ребёнок старается походить на них.
Дети воспринимают художественную литературу с раннего возраста благодаря родителями и педагогам, чьи своим чтением погружают ребёнка в добрые и поучительные произведения. Здесь очень важно активное участие читающего, например, его мимика, которая может отразить характер или настроение персонажа, или интонация его голоса.
Нужно развивать у детей привычку активно слушать. В таком случае у ребёнка в будущем будет грамотно сформированная, чёткая и в то же время красивая и образная речь, полная эпитетов и сравнений. Наряду с этой привычкой важно правильно организовать дошкольников, придумав для каждого этапа работы с произведением (чтение сказок, чтение стихотворений, обсуждение произведения) локацию. А также очень важно с детства приучить ребёнка к бережному обращению с книгами.
Рисунок 1.
В каждой стране дошкольное образование в сфере литературы строится с самого начала на национальных произведениях. Именно в них ребёнок и учится видеть основы моделей поведения, которые свойственны на его родине. Они играют немаловажную роль в формировании правильного представления ребёнка о добре и зле, которые с возрастом становятся его ориентиром при моральной оценке своего или чужого поведения.
Знакомство детей с художественной литературой, как правило, начинается ещё в младенчестве с детских колыбельных или потешек. Для детей младшего дошкольного возраста интереснее и проще для восприятия именно устное народное творчество.
С возрастом интерес начинают вызывать небольшие стишки с простой рифмой. Уже в среднем дошкольном возрасте меняется восприятие произведений, так как личный жизненный опыт ребёнка увеличивается, в том числе увеличивается и его опыт как читателя. В этом возрасте отлично развито воображение ребёнка, и ему уже не обязательно видеть иллюстрации к каждому сюжету.
В старшем дошкольном возрасте у дошкольника уже появляется устойчивый интерес к книге, он готов слушать чтение педагога без отвлечений. В этом возрасте ребёнок может уже осознанно воспринимать идею произведения, поведение героев, обращать внимание на мелочи, верно судить о действиях героя, основываясь на своём опыте. На этом этапе дети увлекаются книгами про приключения, путешествия, полные сказочности.
Вот некоторые произведения, которые советуются к прочтению в ДОУ:
Рисунок 2.
Работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой заключается в методах традиционных и нетрадиционных. Первый включает в себя, как правило, чтение произведений или подробный их пересказ. Второй же подразумевает более творческий поход, который чаще вызывает у дошкольников больший интерес, чем простое чтение. К нетрадиционным методам относятся:
Если использовать в работе несколько методов, беря понемногу из двух направлений, то процесс обучения станет намного интересней и эффективней.
Рисунок 3.
Художественная литература осуществляет две главные функции образования дошкольников: эстетическую и этическую. Благодаря книгам дети дошкольного возраста открывают для себя мир, не ограничивающийся стенами дома или детского сада, они учатся лучше понимать себя, людей, проживая вместе с героями произведений все жизненные ситуации. Книги формируют в детях эстетический вкус, воспитывают в них духовно-нравственные чувства и становятся определяющим фактором в становлении личности ребёнка.