Федор Иванович Тютчев (1803-1873) часть жизни прожил на Западе (Германия) в качестве дипломата с 18 до 40 лет.
Ф. И. Тютчев был дважды женат на иностранках: Элеонора Петерсон, Эрнестина Федоровна Тютчева, также у него была и гражданская жена Е. А. Денисьева (преподаватель института, в котором учились дочери поэта).
Несмотря на активную деятельность дипломата и по возвращении на родину, стихи Ф. И. Тютчева аполитичны. В политических стихах, по мнению Ю. М. Лотмана, Ф. И. Тютчев выступает как тенденциозный поэт.
Исключением можно назвать стихотворение «24-е декабря 1825 года», осуждающее и принимающее поступок декабристов, отражая свойственную поэзии Ф. И. Тютчева полярность: полюс вечной «мерзлоты» и «выжженной зноем пустыни», символизирующим монархию и освободительное движение. Или:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Главным в поэзии для Ф. И. Тютчева было самовыражение, что отразилось в небрежном отношении поэта к своим стихам, рукописям, публикациям. Стихи, посвящённые теме поэта и поэзии, творчеству, не выделяются. Вместе с тем вкус поэта в создании стиха, проницательность и ум являют нам акт творчества поэта как такового, отсылая к традиции В. А. Жуковского «Невыразимое»:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.
Особенностью данного периода является признание таланта Ф. И. Тютчева А. С. Пушкиным, решившим публиковать в «Современнике» его стихи, присланные из-за границы, под инициалами Ф. Т. Стихи были опубликованы после гибели А. С. Пушкина в номере, подготовленном поэтом.
В стихах, посвящённых А. С. Пушкину, Ф. И. Тютчев отмечает высокое значение поэзии и личности поэта, называя его царем (Стихотворение «29-е января 1937»):
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!
Первым критиком Ф. И. Тютчева в печати стал Н. А. Некрасов, выделивший среди второстепенных поэтов произведения поэта. Ему вторит И. С. Тургенев, написавший: «О Тютчеве не спорят…».
Многие критики отмечали интеллект, ум в стихах поэта.
Ещё одной особенностью данного периода творчества явилось отражение развивающейся философии того времени в поэзии. В частности, это влияние немецкой философии Гегеля, Шеллинга и поэзии немецких романтиков Гете, Гейне на творчество Ф. И. Тютчева.
В творчестве поэта отмечаются мотивы натурфилософии со страстной жаждой поэта познавать. По мнению Ю. Л. Лотмана Ф. И. Тютчев обнаруживает, что познание неизбежно связано с разрушением («Последний катаклизм», «Цицерон», «Я лютеран люблю богослуженье», «Лебедь»):
Последний катаклизм
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
Не случайно образы весны, природы у Ф. И. Тютчева связаны с грозой, разрушительным, взрывным и познавательным началом («Люблю грозу в начале мая…»).
В стихотворении «Не то, что мните вы природа…» выражено отношение к природе как к живому в противовес идеям того времени о бездушности природы и о слепке с творения бога, что позволяет исследователям считать поэта последователем пантеизма, с чем был солидарен и сам Ф. И. Тютчев.
Мотивы познания и разрушения отражены и в любовной лирике поэта. Мотив роковой страсти в сочетании с холодным аналитическим умом, которая все сжигает на своём пути прослеживаются в произведениях «Ещё томлюсь тоской желаний» (1948), «О как убийственной мы любим» (1951):
О, как убийственной мы любим,
Как в буйной слепоте страстей,
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей...
В любовной лирике этого периода поэт передаёт переживания любимой и бездушие светского общества.
Известно покаянное стихотворение, посвященное официальной жене Ф. И. Тютчева «Не знаю я, коснется ль благодать…» (1851), написанное в период его гражданского брака с Е. Денисьевой:
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты, мое земное провиденье!..
Поэзия Ф. И. Тютчева продолжает традицию образной колористики Г. Р. Державина, наиболее ярко появившуюся в пушкинский период (30-е годы).
Ключевыми цветами поэзии А. С. Пушкина являются чёрный и белый, у Ф. И. Тютчева – голубой, лазурный – цвета неба и воды. Ф. И. Тютчев часто использует именно сложные оттенки, имеющие метафорический смысл: «пасмурно-багровый» вечер.
Исследователи также отмечают динамику цвета: «поголубел», «Восток белел…», «Восток алел». При этом Тютчев не использует лиловый цвет и его оттенки, в отличие от Л. Н. Толстого, для которого в прозе данный цвет был символичным и часто встречается при описании светских предметов и природных явлений.
Двойственность поэтического содержания в поэзии Ф. И. Тютчева, выражаемая в противоположных явлениях жизни (на что обращает внимание ещё Ю. Л. Лотман) представлена следующими понятиями:
Вместе с тем у Ф. И. Тютчева обнаруживается тройная структура в поэтике, по мнению С. Б. Калашникова: бинарность лирического героя, обращенного к миру, исключая в его поэзии романтические мотивы.
Эта структура включает бытие (я) – инобытие (слово, подвижная сфера пространства, времени, разрешения противоречий и ценностей) – небытие (потусторонность).
Исследователи отмечают следующие истоки в поэзии Ф. И. Тютчева:
Таким образом, творчество Ф. И. Тютчева имеет значение в русской литературе как поэта, проповедующего ценности самовыражения, проявляющиеся в философии познания через страстное, обычно роковое, разрушительное, чувство, выводя читателя за рамки романтической традиции двоемирия в трёхмерную плоскость соотношения пространства, времени, субъекта и слова, согласно результатам современных исследований.