Во втором десятилетии 20 века Александр Блок стал воистину кумиром всей русской творческой интеллигенции того времени. Его признают одним из величайших поэтов России, который творил в самую загадочную и противоречивую эпоху – эпоху символизма. Внутри этого творческого течения Блок был одним из представителей второго поколения, которому было у кого поучиться, и который все еще мог привнести много нового и ранее неизведанного в это направление.
Раннее творчество Александра Блока – прямое свидетельство влияния со стороны романтической поэзии. Не секрет, что он был большим поклонником Жуковского и Лермонтова. Чистая поэзия Блока – это результат его увлечения Полонским и Фетом.
Взяв все самое лучшее от великих писателей и поэтов, Блок и сам навсегда вписал свое имя в число известных литераторов, тех, кто не только входит в обязательную программу по школьному курсу литературы, но и просто читается поклонниками во всем мире.
Одна из прославленных работ Александра Блока – «Стихи о Прекрасной Даме», которые он посвятил своей жене, Любови Менделеевой. Они несут в себе отпечаток социологии Владимира Соловьева, а также нотки мистицизма, которые были изначально представлены в работах известных петербургских символистов, с которыми Блок вел близкое общение и от которых набирался опыта. Так, в мистических тонах Блок говорил о Софии Премудрости и о Деве Марии, которые стали символами женственности, но в то же время и опасной красоты.
В 1906 году выходит следующая полноценная книга стихов поэта под названием «Нечаянная радость». Эта работа отражает весь слой религиозного почитания женственности, но при этом выражает амбивалентное отношение автора к демонизму эроса, привлекательности женской красоты и ее опасности в то же время. К слову, эта книга стихов является одноименной известной иконе Богоматери, поэтому неудивительно, что Блок вновь обращается в теме женщины и ее внутренних качеств.
Блок также обращается к феномену человеческого существования в условиях мегаполисов. Так, его стихотворение «Незнакомка», которое вошло в цикл «Город», создававшийся автором на протяжении семи лет (с 1901 по 1908 годы) отражает сплав потусторонних, мистических сил и земных черт, которые мы можем видеть в образе городской дамы и уличной проститутки. События в работах развиваются очень динамично, автор не стесняется употреблять очень смелые метафоры, которые могут шокировать и восхищать одновременно.
Поздняя лирика Александра Блока состоит в обращении к России. В начале Первой мировой войны эти работы были опубликованы в сборнике «Стихи о России». Он высказывает свою озабоченность судьбой страны, хотя в то же время подбадривает тем, что все изменения, которые происходят в тот период – это то, что и должно было произойти: все события закономерны и логичны.
Александр Блок – один из ярких поэтов Начала 20 века, который обладал сильным чувством формы, а его стихи – это отражение того, как сила внушения может оказать влияние на сущность человека и его мировоззрение. Его отход к стилю под названием тоническое сложение (допущение при равенстве ударных слогов в стихотворной строке, более или менее свободного изменения числа безударных) – это тот шаг, который оказал длительное влияние на следующих за ним поэтов, которые также стали известны в России и за ее пределами.
Свой творческий путь Блок начал с того, что творил в духе символизма, а ощущение кризиса данного течения он отразил в нескольких своих работах (например, в драме «Балаганчик»). Он всегда своевременно отмечал основные события, которые переворачивали жизни русского народа, сопереживал своим соотечественникам, что и выражал в произведениях. Для нас, как для людей, которые живут в 21 веке, это очень важно: через стихи поэта мы можем проследить основные тенденции в развитии нашей страны и общества в начале 20 века, а также понять, как те события повлияли на нашу историю. Из проблемного поля, поднимаемого в работах критиков и исследователе творчества Блока, мы можем вынести для себя следующее:
Для всего творчества Александра Блока было характерно парадоксальное сочетание мистической сферы и бытового, отрешенного и повседневного. Так об этом не писал практически никто ни до него, ни после. Многие исследователи его творчества отмечают, что такое сочетание и возможность писать об этом было полным отражением психологического склада Блока, а также его психической организации. Как следствие, Блок создал свой собственный путь символизма, но это и погубило его. Постоянные стрессы и переживания, неоднозначность в работе не только на литературных подмостках, но и в государственной службе – все это привело его к самому настоящему психическому отклонению, к проблемам с душевным состояниям, а также сердечной болезнью.
Некоторые говорят о том, что путь поэта был «жертвенным», так как он единственный воплотил идею «богочеловечества», а также художника, который заключен в собственных страданиях за себя, человечество и родину. Его смерть была одновременно смертью России, которая родила его, вскормила его, и его же погубила, забрав вместе с собой. Сегодня многие стремятся также прожить свою жизнь, последователи хотят отдать всех себя ради искусства, ради красивого слова и актуализации проблемы, но так, как это делал Блок, сделать более никто не сможет. Многие не видят в его смерти геройства, а многие говорят о том, что он умер, потому что устал от жизни, а его смерть – прямое свидетельство того, как люди умирают просто – от самой смерти, без предпосылок.
Вклад Блока очень значим, и повторить его путь не сможет более никто, хотя есть действительно талантливые последователи, пользующиеся приемами и метафорами Блока, ссылающиеся на его имя в своих произведениях.