Русская литература конца ХХ века


Русская литература конца ХХ века

Русская литература конца ХХ будет нами рассматриваться с трёх позиций :

  • эпос,
  • лирика,
  • драма.

Общие сведения

Основными особенностями литературы конца ХХ века является многообразие направлений: модернизм, постмодернизм, постреализм и натурализм, а также можно выделить сектор массовой литературы, основанной на типовых сценариях с устоявшимися персонажами, заданными жанрами триллера, детектива, фэнтези, исторического романа, боевика или мелодрамы.

В связи с этой разноплановостью предложена классификация современной мультилитературы:

  1. Качественная, внежанровая или высокая,
  2. Актуальная (инновация, эксперимент),
  3. Массовая (кич, трэш, низкая) с тотальной и агрессивной претензией на лучшую,
  4. Мидл – среднее между пп.1-3

Особенностью массовой литературы является не эстетика, а предложение образца для подражания, уход от реальности.

Стоит отметить тенденцию современного отношения к классике: сжатие классических произведений до одной книги или осовременивание классической версии с помощью упрощения классических сюжетов. Издатели оправдывают себя тем, что читатель после такого чтива вернётся к первоисточнику.

Современная драматургия

Современная драматургия соотносится с особенностями Серебряного века. Этот период называют новым, или поствампиловским.

Основные имена драматургов: Л. Петрашевская, А. Дударев, А. Казанцев, М. Варфоломеевская, Н. Птушкина, О. Богаев и др.

Критики новой драмы: Б. Бугров, Н. Лейдерман, М. Громова и др.

Проблематика новой драмы: не борьба личности со злом, а проблема выживания, бездомности. Нравственная проблематика в жизни не «героя». Характерна уличная речь, предсказуемость сюжета, неграмотность, отсутствие новизны. Отмечается тяготение к формотворчеству.

Отмечается талант Нины Садур, обрабатывающей драматически произведения Н. В. Гоголя («Панночка», «Брат Чичиков»), М. Ю. Лермонтова («Памяти Печорина»). Особенностью пьес является сочетание фантастики и мистики в разрешении проблем добра и зла.

В том же духе М. Угаров создаёт на основе романа И. Гончарова «Смерть Ильи Ильича» и постановку «Облом off».

Традиция в новой драме берёт истоки от А. Н. Островского, А. П. Чехова, М. Горького, А. Володина, А. Арбузова, А. Вампилова. Особенно в произведениях Л. Петрушевской («Три девушки в голубом»).

Ряд авторов новой драмы продолжают традицию театра абсурда, вводя бездействующих героев, симулякров (А. Шипенко «Третий глаз», Д. Липскерова) и т.п., или придумывая новые формы: «балет в темноте» (О. Михайлова), «чудо шинели в одном действии» (О. Богаев).

Можно выделить несколько жанров комедий в новой драме:

  • Комедия-лубок (Н. Семёнова),
  • Памфлет (М. Казовский),
  • Чёрная (А. Козловский),
  • Эксцентрическая (С. Злотников),
  • Сатирическая (Л. Зорин).

«Вербатим», или документальная драма - новый вид драмы, основанной на жизненном материале, который обычно подкупает искренностью и сложными переживаниями, именно их современному зрителю не хватает на сцене, несмотря на отсутствие сценичности.

Таким образом, новая драматургия пестрит как неновыми формами в искусстве, продолжая или нарушая традиции, так и талантливыми пьесами, к которым относят тексты Коляды, Садур и Петрушевской.

Тенденции в современной поэзии

Отмечается эволюция русского стиха, приведшее к полисистемности на современном этапе.

Среди неклассических метров стоит отметить дольник и верлибр, которые в количественном значении имеют вес в русской литературе, особенно последний в современном стихосложении.

Основные тенденции современной поэзии

  • Преобладание классических метров над неклассическими с тенденцией увеличения последних.
  • Равномерное соотношение двусложных и трёхсложных размеров.
  • Равномерное соотношение между ямбами и хореями.
  • Стабилизация неклассических форм.

Появление или исчезновение форм отражают изменения в эстетической и литературной форме.

Снижение той или формы является признаком экспериментирования в стихосложении.

Преобладание пятистопного ямба показывает романтический ореол и модернистскую направленность современных стихов.

Современная система стихосложения представлена следующими размерами:

  • двусложные: ямб (третья часть всех стихов), хорей (третья часть от трети ямбов), трехсложные: по частоте использования анапест, затем амфибрахий, наименее применим дактиль (3 %);
  • гекзаметр, элегический дистих; далее все вместе взятые
  • двусложные, трёхсложные, пятисложные с анакрузой; дольник, тактовик, смешанные размеры;
  • акцентный стих, верлибр, конструктивистский стих составляют всего 3 % использования.

В современных стихах преобладают традиционные клаузулы мужская+женская. Довольно большой процент смешанного сочетания является признаком свободного варьирования клаузул.

Замечание 1

По мнению современных исследователей, современная поэзия переживает «бронзовый век».

Причинами этого является снижение критических требований, лёгкий доступ к печати, коммерциализация.

Преобладающими становятся альтернативные формы в поэзии, синкретичные. Таким образом, современная поэзия представляет собой сложное сочетание традиции и новшеств, находящееся под влиянием различных поэтических направлений (концептуализм, метареализм). Отмечается тенденция не следования поэтическим законам.

Современные исследования выявили основную оппозицию в поэзии конца ХХ века: силлаботоническая и тоническая системы отражают изменения в новых и традиционных формах, с преобладанием неклассической системы.

Литературоведы называют такие поэтические группы: «Задушевная поэзия» (Вера Полозкова, Гера Шипов, Алевтина Дорофеева, Шарль с Патриков, Ах Астахова, Катя Бородина, Саша Бес), «Эпсилон-салон» (Н. Байтов, А. Бараш), «Третье объединение» (поэты-иронисты Ю. Арабов, И. Иртеньев). Ирония помогала видеть изменения в обществе и в сознании современного человека, например:

Стихи мои, простые с виду,

Просты на первый только взгляд,

И не любому индивиду

Они о многом говорят.

Вот вы, к примеру бы, смогли бы

В один-единственный присест

Постичь их тайные изгибы

И чудом дышащий подтекст?

Да я и сам порой, не скрою,

Вдруг ощущаю перегрев

Всей мозговой своей корою,

Пред их загадкой замерев.

В них разом густо, разом пусто,

А иногда вообще никак,

Но всякий раз из них искусство

Свой подает товарный знак.

Идет в моем культурном слое

Неуправляемый процесс,

Формально связанный с землею,

Но одобряемый с небес.

И. Иртеньев

Замечание 2

Таким образом, все роды литературы в конце ХХ века претерпевают изменения, реализуясь в новаторских, неклассических формах. В то же время возникает направление постреализм в рамках литературной традиции.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :