Русская литература конца ХХ будет нами рассматриваться с трёх позиций :
Основными особенностями литературы конца ХХ века является многообразие направлений: модернизм, постмодернизм, постреализм и натурализм, а также можно выделить сектор массовой литературы, основанной на типовых сценариях с устоявшимися персонажами, заданными жанрами триллера, детектива, фэнтези, исторического романа, боевика или мелодрамы.
В связи с этой разноплановостью предложена классификация современной мультилитературы:
Особенностью массовой литературы является не эстетика, а предложение образца для подражания, уход от реальности.
Стоит отметить тенденцию современного отношения к классике: сжатие классических произведений до одной книги или осовременивание классической версии с помощью упрощения классических сюжетов. Издатели оправдывают себя тем, что читатель после такого чтива вернётся к первоисточнику.
Современная драматургия соотносится с особенностями Серебряного века. Этот период называют новым, или поствампиловским.
Основные имена драматургов: Л. Петрашевская, А. Дударев, А. Казанцев, М. Варфоломеевская, Н. Птушкина, О. Богаев и др.
Критики новой драмы: Б. Бугров, Н. Лейдерман, М. Громова и др.
Проблематика новой драмы: не борьба личности со злом, а проблема выживания, бездомности. Нравственная проблематика в жизни не «героя». Характерна уличная речь, предсказуемость сюжета, неграмотность, отсутствие новизны. Отмечается тяготение к формотворчеству.
Отмечается талант Нины Садур, обрабатывающей драматически произведения Н. В. Гоголя («Панночка», «Брат Чичиков»), М. Ю. Лермонтова («Памяти Печорина»). Особенностью пьес является сочетание фантастики и мистики в разрешении проблем добра и зла.
В том же духе М. Угаров создаёт на основе романа И. Гончарова «Смерть Ильи Ильича» и постановку «Облом off».
Традиция в новой драме берёт истоки от А. Н. Островского, А. П. Чехова, М. Горького, А. Володина, А. Арбузова, А. Вампилова. Особенно в произведениях Л. Петрушевской («Три девушки в голубом»).
Ряд авторов новой драмы продолжают традицию театра абсурда, вводя бездействующих героев, симулякров (А. Шипенко «Третий глаз», Д. Липскерова) и т.п., или придумывая новые формы: «балет в темноте» (О. Михайлова), «чудо шинели в одном действии» (О. Богаев).
Можно выделить несколько жанров комедий в новой драме:
«Вербатим», или документальная драма - новый вид драмы, основанной на жизненном материале, который обычно подкупает искренностью и сложными переживаниями, именно их современному зрителю не хватает на сцене, несмотря на отсутствие сценичности.
Таким образом, новая драматургия пестрит как неновыми формами в искусстве, продолжая или нарушая традиции, так и талантливыми пьесами, к которым относят тексты Коляды, Садур и Петрушевской.
Отмечается эволюция русского стиха, приведшее к полисистемности на современном этапе.
Среди неклассических метров стоит отметить дольник и верлибр, которые в количественном значении имеют вес в русской литературе, особенно последний в современном стихосложении.
Основные тенденции современной поэзии
Появление или исчезновение форм отражают изменения в эстетической и литературной форме.
Снижение той или формы является признаком экспериментирования в стихосложении.
Преобладание пятистопного ямба показывает романтический ореол и модернистскую направленность современных стихов.
Современная система стихосложения представлена следующими размерами:
В современных стихах преобладают традиционные клаузулы мужская+женская. Довольно большой процент смешанного сочетания является признаком свободного варьирования клаузул.
По мнению современных исследователей, современная поэзия переживает «бронзовый век».
Причинами этого является снижение критических требований, лёгкий доступ к печати, коммерциализация.
Преобладающими становятся альтернативные формы в поэзии, синкретичные. Таким образом, современная поэзия представляет собой сложное сочетание традиции и новшеств, находящееся под влиянием различных поэтических направлений (концептуализм, метареализм). Отмечается тенденция не следования поэтическим законам.
Современные исследования выявили основную оппозицию в поэзии конца ХХ века: силлаботоническая и тоническая системы отражают изменения в новых и традиционных формах, с преобладанием неклассической системы.
Литературоведы называют такие поэтические группы: «Задушевная поэзия» (Вера Полозкова, Гера Шипов, Алевтина Дорофеева, Шарль с Патриков, Ах Астахова, Катя Бородина, Саша Бес), «Эпсилон-салон» (Н. Байтов, А. Бараш), «Третье объединение» (поэты-иронисты Ю. Арабов, И. Иртеньев). Ирония помогала видеть изменения в обществе и в сознании современного человека, например:
Стихи мои, простые с виду,
Просты на первый только взгляд,
И не любому индивиду
Они о многом говорят.
Вот вы, к примеру бы, смогли бы
В один-единственный присест
Постичь их тайные изгибы
И чудом дышащий подтекст?
Да я и сам порой, не скрою,
Вдруг ощущаю перегрев
Всей мозговой своей корою,
Пред их загадкой замерев.
В них разом густо, разом пусто,
А иногда вообще никак,
Но всякий раз из них искусство
Свой подает товарный знак.
Идет в моем культурном слое
Неуправляемый процесс,
Формально связанный с землею,
Но одобряемый с небес.
И. Иртеньев
Таким образом, все роды литературы в конце ХХ века претерпевают изменения, реализуясь в новаторских, неклассических формах. В то же время возникает направление постреализм в рамках литературной традиции.