Новаторство писателя проявилось прежде всего в открытии нового вида романа – полифонического.
М. М. Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского» выявил полифонию в произведениях писателя.
Признаки полифонии.
Двуголосье – голоса в монологическом высказывании.
1-й голос Раскольникова, основной: «Знаете ли вы, Дунечка, что Сонечкин жребий ничем не сквернее жребия с господином Лужиным? 2-й голос матери: „Любви тут не может быть“, — пишет мамаша. 3-й голос Дуни:А что, если, кроме любви-то, и уважения не может быть, а напротив, уже есть отвращение, презрение, омерзение, что же тогда? 1-й: А и выходит тогда, что опять, стало быть, 4-й голос Мармеладова: „чистоту наблюдать“ придется. Не так, что ли? 4-й голос Мармеладова: Понимаете ли, понимаете ли вы, что значит сия чистота? 1-й: Понимаете ли вы, что лужинская чистота всё равно, что и Сонечкина чистота, а может быть, даже и хуже, гаже, подлее, потому что у вас, Дунечка, все-таки на излишек комфорта расчет, а там просто-запросто о голодной смерти дело идет! Голос Мармеладова: „Дорого, дорого стоит, Дунечка, сия чистота!“ 1-й: Ну, если потом не под силу станет, раскаетесь? Скорби-то сколько, грусти, проклятий, слез-то, скрываемых ото всех, сколько, потому что не Марфа же вы Петровна?..» («Преступление и наказание»)
Полифонический диалог – внешний голос и внутренний голос переплетаются, выражая ответы на внутренний голос при воплощении во внешнем.
«…Иван Федорович вдруг остановился.
внешний диалог — Кто же убийца, по-вашему, — как-то холодно по-видимому спросил он, и какая-то даже высокомерная нотка прозвучала в тоне вопроса.
внутренний диалог— Ты сам знаешь кто, — тихо и проникновенно проговорил Алеша.
— Кто? Эта басня-то об этом помешанном идиоте эпилептике? Об Смердякове? Алеша вдруг почувствовал, что весь дрожит.
внешний диалог — Я одно только знаю, — всё так же почти шепотом проговорил Алеша.
внутренний диалог — Убил отца не ты.
внешний диалог - «Не ты»! Что такое не ты? — остолбенел Иван.
— Не ты убил отца, не ты! — твердо повторил Алеша. С полминуты длилось молчание.
— Да я и сам знаю, что не я, ты бредишь? — бледно и искривленно усмехнувшись, проговорил Иван. Он как бы впился глазами в Алешу. Оба опять стояли у фонаря.
внутренний диалог— Нет, Иван, ты сам себе несколько раз говорил, что убийца ты.
внешний диалог— Когда я говорил?.. Я в Москве был... Когда я говорил? — совсем потерянно пролепетал Иван…».
(«Братья Карамазовы»)
Рассмотрим основные, на наш взгляд, романы писателя, имеющие особое значение в русской литературе.
«Преступление и наказание.» (1866)
Данное произведение обладает широкой тематикой и проблематикой, что указывает на многогранность таланта писателя: нравственное воспитание молодёжи, религиозный путь развития человека, социально-исторические особенности описываемого периода, влияющие на духовное становление человека, педагогические идеи в романе.
Педагогика здесь понимается на стыке с понятием наказание, означающее учение, воспитание и как кара за содеянное. Отсюда значение раскаяния и обязательного прощения как следствие преступления и самовоспитания в первую очередь, кара оказывается чисто внешним понятием.
Основная идея романа заключается в глубокой вере в духовность человека, несмотря на его греховность. Истоки греховности в неумении терпеть, что даёт бог. Отношение матери Раскольникова к сыну напоминает идолопоклонство, ведь мать готова принести Дуню в жертву, чтобы помочь первенцу, что противоречит идее любви к богу. Любовь к богу первична. Из любви к богу человек готов терпеть тяготы и лишения, к чему Раскольников не приучен с детства, что и толкает его на преступление.
Идея Ф. М. Достоевского преломляется в романе, благодаря его убеждению, что педагог способен воспитывать «избытком сердца», то есть ненавязчиво, от глубокого понимания ситуации на уровне бессознательного, эту роль выполняет Соня. Именно поэтому глубокое раскаяние в преступлении должно прощаться без остатка. Когда герой научился смиряться, каяться, тогда Раскольникову открылся путь любви к Богу. Поэтому герой в романе проходит нравственное развитие.
Некоторые исследователи проводят аналогию романа с историей «воскрешения Лазаря», по аналогии с евангельской историей - свои «30 серебряников», мотив комнаты-гроба, своя голгофа и своё воскресение.
Эту параллель с Евангелием писатель продолжает в своём следующем романе.
«Идиот.» (1868)
Идея создания «положительно прекрасного героя» возникла из идеи предыдущего романа: идея спасения нового поколения от саморазрушения и отрицания, с учетом уже имеющегося идеала богочеловека – Христа.
Писатель лелеял мысль о таком реальном герое в современной жизни.
В романе воплощены идеи добра и красоты, которые явились противоречивыми и неоднозначными. Неосознанная красота ценна, осознаваемая провоцирует индивидуализм и эгоизм, разрушение.
Настасья Филипповна становится центром, в котором преломляются проблемы современности: разнузданность современного поколения, любовь не к Богу, а к деньгам, к телу, не к красоте духовной, а внешней, что ведёт героиню к страданию от убеждённости героини в своём падении и жертвенности во искупление чужих грехов.
Рогожин отрицает веру в Христа, имея в доме картину, убивающую веру в спасение и воскресение.
Писатель отразил глубину человеческого падения и ситуацию неспособности спасти Человека в каждом из героев, в связи с чем князь Лев Мышкин погружается как бы в небытие, оставляя читателя в осознании необходимости созидающих начал Добра и Красоты, в понимании: выбор остаётся за человеком, в этом его свободная воля.
«Братья Карамазовы.» (1879-1880), или «Житие великого грешника».
Писатель воплотил идею страдательной любви как способ становления личности:
Таким образом, писатель в главных произведениях своей жизни воссоздал эволюцию духовного развития человека от его падения до воскрешения, развития и становления как личности.
В ХХ веке быть последователем Ф. М. Достоевского в определённый период было опасным. Тогда традицию Ф. М. Достоевского в творчестве любого писателя называли «достоевщиной». Эти времена, к счастью, прошли.
Так, традицией стала проблема «преступления и наказания», воплощенная в романе «Мастер и Маргарита» (1940), раскрывающем внутренний мир уже не простого нищего студента, а человека, приближенного к власти, в связи с чем роман, конечно, был не ко времени в 30-е годы ХХ в.
Ещё один мотив из творчества Ф. М. Достоевского становится традиционным. Это фруктовый новый нож из романа «Идиот», которым убивает Рогожин Настасью Филипповну, связанный с идеей жертвенности идолу страстной собственнической любви и одновременно способности отдать жизнь во имя любви к людям и к богу как искупление чужих грехов.
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Левий Матвей ворует хлебный нож, чтобы убить Иешуа во избежание мучений того, кто этого совершенно не заслуживает. Ему не удаётся облегчить смерть Иешуа, который в полной мере испил чашу страдания на кресте.
Для Булгакова не важна идея воскресения, для него важнее идея страдания за принесение в жертву собственной трусости невинного человека и искупление этого всей дальнейшей жизнью, в том числе и после смерти.
Булгаков идёт дальше Достоевского-реалиста, погружая своих героев в метафизику.
Идея взаимосвязи очищения через страдание и становления личности воплощена в современном романе*Андрея Дмитриева «Крестьянин и тинэйджер» (2012) в образе Геры.
Таким образом, талант Ф. М. Достоевского раскрывает светлый путь личности, борющейся с тьмой. Полифония в творчестве писателя имеет важное литеруроведческое значение. Идеи Ф. М. Достоевского получили своё развитие и преображение в русской литературе ХХ и ХХI веков.