Тему революции в русской литературе можно назвать традиционной.
Под революцией мы понимаем события, кардинально и быстро повлиявшие на политическую, экономическую, духовно-нравственную ситуацию в стране. Революция в литературе - изображение этих событий в художественных произведениях.
С этой точки зрения первой революцией, изображенной в произведениях русской литературы, является самостоятельный, необдуманный поступок князя Игоря из «Слова о полку Игореве», которому так «страсть ум заслонила», что он решил в одиночку распрю учинить, способствуя разобщению князей.
Такой внутренний бунт был подавлен ещё на этапе знамений, затем разгрома и пленения князя, вследствие чего Святослав «изронил своё золотое слово» о бессмысленности бунта в одиночку и ценности единения князей и сохранения мира, как внутри государства, так и за его пределами.
Умение «с сердечной простотой беседовать о боге и истину царям с улыбкой говорить» (Г. Р. Державин) можно отнести также к революционным, ведь только правда в лицо может что-то изменить, однако, правда, сказанная в лицо первому лицу государства, может привести к революционным последствиям.
В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращается к теме русского бунта. В трагедии «Борис Годунов» автор признаётся: «Русский бунт – бессмысленный и беспощадный».
А в историческом романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин подробно описывает проявления этого бунта, возникшего из идеи, самообмана и стремления к единоличной власти, что присуще русскому национальному характеру.
Изображенный в центре романа бунт Емельяна Пугачева является исторически значимым явлением, типическим, или даже архетипическим для Руси.
Не случайно первыми государственными бунтарями стали интеллигенты- декабристы, положившие начало освободительному движению от крепостного права. В романтике гражданской поэзии К. Рылеева и других реализовывалась идея отказа от крепостничества.
Даже Евгений Онегин прослыл «опасным соседом», введя революционные преобразования в сбор налогов со своих крепостных крестьян, показывая постепенное изменение сознания русского человека через действия, которые мог совершить только смелый и грамотный человек.
Идея освобождения от крепостного права творчески перерабатывалась Н. В Гоголем в поэме «Мертвые души», Л. Н. Толстым в эпопее «Война и мир», Н. А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», Ф. М. Достоевским в романах «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы».
В творчестве Л. Н. Толстого, его художественных и публицистических произведениях, немало место уделено идее революционных перемен.
Так, главный герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир», Пьер Безухов путём длительной внутренней эволюции дорастает до первого организатора первой русской революции, произошедшей 24 декабря 1825 года.
Конечно, масштабы этого события были не столь широки, как революция 1917 года, однако значение его в истории, и авторская позиция относительно данного события в названной эпопее очевидны.
В истории России революционные события возникали как следствие недовольства существующим положением дел и стремлением изменить ситуацию. В произведениях данная историческая ситуация воплощалась в целостном, образном единстве персонажей, событий, пространственно-временных рамок, композиции, сюжета и образных средств выразительности.
Предреволюционной ситуацией можно назвать ситуацию в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Описания тягот крестьянства, женской доли, деятельности Гриши Добросклонова - все это создаёт в глазах читателя образ несправедливости, которую необходимо преодолеть. Вместе с тем автор связывает определенные надежды в защите женщины с детьми, Матрены Тимофеевны, с губернаторшей. Таким образом, предпосылки описания революции в литературе возникли очень давно и стали традиционными в изображении русского характера, бытописания и т.д.
Революция 1917 года была подготовлена длительным периодом народного терпения и редкими всплесками бунтов, которые монархическому правительству удавалось подавлять на протяжении прошедшего столетия.
Это событие явилось предметом художественного исследования не одного поколения писателей:
Таким образом, революция в русской литературе является актуальной проблемой изучения для писателей. Авторы разных периодов высказывают неоднозначные оценки, раскрывают противоречия в самосознании русского человека, в связи с разрушительным началом революции для искусства, литературы и человека вообще. Революция разрушает старые ценности, насаждая новые, противоречащие идеалам традиционной Руси.