В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определённое идейно-эстетическое содержание.
При этом каждый вид искусства использует свой материал: музыка — звук, живопись — краски и так далее. Специфика художественной литературы кроется в том, что этот вид искусства использует в качестве своего материала слово, что означает одно: литература — это искусство слова.
Правильное использование этого материала сильно влияет на выразительность речи. В каждом произведении слово выступает как отдельный мир, отражая авторское восприятие и отношение к жизни. В художественной литературе присутствует своя особая точность, свои истины. Автору удаётся поделиться с читателем своим восприятием мира на страницах книг при помощи метафорических высказываний. Каждое произведение создаётся с помощью ярких метафор, которые создают для читателя волнующие образы, влияющие на его эмоции от прочитанного. Слова приобретают другое значение, характерную чувственную окраску и создают новый, интересный и полный загадок своеобразный мир.
Конечно же художественные приёмы используются не только писателями и не только в литературе. Они повсеместно употребляются в устной и разговорной речи, чтобы придать ей чувственность, обогатить выразительностью.
Вот некоторые, встречающиеся особенно часто, приёмы художественной литературы:
Метафора — это один из самых ёмких видов тропа, в котором отдельные слова или даже фразы сближаются по сходству их значений в языке. Благодаря метафоре автор может так описать предмет или явление, что сделает своё произведение как минимум необычным. Чтобы перенос наименования с одного предмета на другой выглядел и звучал органично, у них обязательно должно иметься какое-либо сходство.
Троп — это слово в иносказательном значении, под ним объединяются многие приёмы художественной литературы.
Примеры метафор: «нос лодки», «замкнутый круг», «закат жизни», «печаль съедает» и т.д.
Метонимия — одна из разновидностей метафоры, перенос по смежности. В данном случае происходит передача наименования, замена имени одного предмета или явления на другое.
Примеры метонимии: «сидеть сложа руки», «зал кипит», «читать Пушкина», «выпить два стакана» и т.д.
Сравнение — приём, в котором одно понятие объясняется при помощи сопоставления его с другим. Сравнения бывают как прямыми, так и отрицательными, могут прослеживаться на протяжении всего произведения. Встречаются также бессоюзные сравнения или сравнения в форме творительного падежа.
Примеры сравнения: при помощи союзов «как», «будто», «похож», «что» и т.д.
Эпитет — художественное определение, которое подчёркивает качества и свойства явления или предмета, чем и отличается от обычного определения. Часто имеет переносный смысл («золотые руки»), бывают эпитеты сложные и простые, встречаются в виде разных частей речи.
Примеры эпитета: «глухая ночь», «волшебница-зима», «могучий дуб» и т.д.
Гипербола — один из видов тропа, который основан на преувеличении каких-либо свойств предмета. Прекрасный писательский инструмент, помогающий усилить впечатление от достоинства или недостатка изображаемого явления или персонажа.
Примеры гиперболы: «сто раз говорил», «море по колено», «тысяча извинений» и т.д.
Аллегория — изображение абстрактного понятия через конкретный образ. Включает в себя два элемента: смысловой, когда автор избегает точного названия какого-либо явления, описывая его, и образно-предметный. Последний означает конкретный предмет или существо, которое изображается в литературном произведении и представляет названное понятие.
Примеры аллегорий: голубь — мир, крест — вера, весы — правосудие и т.д.
Данное понятие второстепенности вовсе не означает умаление важности этих приёмов, а лишь указывает на то, что с ними знакомо меньше людей, и не каждый читатель может выделить их в авторском тексте, проникнувшись идеей писателя.
Вот некоторые из них:
Литота — противоположность гиперболе, приём, основывающийся на преуменьшении описываемого предмета или явления.
Примеры литоты: «черепашья скорость», «мальчик-с-пальчик», «рукой подать» и т.д.
Гротеск — ещё один приём художественной литературы, основанный на преувеличении. Только в данном случае его степень намного больше, чем у гиперболы. Часто встречается вместе с сарказмом и иронией.
Примеры гротеска: образ Кощея Бессмертного, изображения богов и мифических существ (кентавра, сирены), роман Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» и т.д.
Аллюзия — особая фигура речи, содержащая в себе отсылку к другому широко известному факту: историческому, культурному, мифологическому и другим. Часто в роли аллюзии выступают крылатые выражения и фразеологизмы.
Примеры аллюзии: «Пришёл, увидел, победил», «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей», строка из стихотворения Владимира Маяковского «Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен?», являющаяся отсылкой к стихотворению «Арфа» Державина.
Контаминация — образование нового слова путём объединения двух других. Часто встречается в шуточном варианте объединения двух частей фразеологизмов.
Примеры контаминации: «смог» (от двух англ. слов smoke - дым и fog - туман), «Не плюй в колодец, вылетит — не поймаешь» и т.д.
Антитеза — это литературный приём, в котором употребляется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, которые связаны между собой одним смысловым значением.
Примеры антитезы: «Тише едешь — дальше будешь», «Война и мир» и т.д.
Оксюморон — это фигура речи, считающаяся стилистической ошибкой, так как она сочетает в себе несочетаемые понятия.
Примеры оксюморона: «живой мертвец», «правдивая ложь», «обыкновенное чудо» и т.д.