Методика обучения литературе


Методика обучения литературе

Специфика методики обучения литературе

Методика обучения литературе в соответствии с ФГОС и в свете идеи непрерывного образования актуальна со дошкольной ступени до вузовской.

Методика обучения литературы имеет свою историю развития и становления. Мы предлагаем на каждой ступени обучения применять лучшие идеи методистов по литературе, вплетая их в предложенное нами видение системы уроков по литературе.

Каждый выбранный способ обучения основывается на психологии и педагогике, позволяя максимально точно достигать воспитательных задач средствами работы с текстом и многообразием подходов в методике обучения литературы.

На каждом этапе обучения литературы применяется метод выразительного чтения со своей спецификой для разного возраста. Актуальность данного метода призвана решить проблему низкого интереса к чтению. Учащиеся сначала слушают текст, потом начинают говорить и читать с мотивацией и интересом.

В обучении литературе большое значение имеет личность педагога в передаче, интерпретации тех или иных явлений литературы, в его личностно значимом отношении к изучаемому, особенностях мировоззрения и мировосприятия, нравственных установках и системе ценностей.

Вариативные программы и факультативы по литературе позволяют достигать образовательных и воспитательных целей: именно они облегчают подготовку к «Конкурсу чтецов», к олимпиадам по классам и этапам.

Все это позволяет прививать учащемуся личностно значимые, гуманистические ценности, формирует эстетическое восприятие обучающихся.

Замечание 1

По мнению учёных, подготовка к ЕГЭ уничтожает любовь к чтению и пониманию литературы, сводясь к простоте запоминания и выражения мысли.

Современные методисты заявляют о проблеме методики обучения литературы в наше время: зависимость от установок нового стандарта, соцзаказа, смена образовательных парадигм, имеющаяся не очень сильная система подготовки кадров-филологов.

Дошкольное образование

На этапе дошкольного развития из литературы актуален раздел «Устного народного творчества».

Отсюда методы обучения:

  • В младшей группе: игровые (загадки, песни и игры с хороводами, сказки-потешки «Курочка Ряба»), словесно-речевые (пословицы, поговорки, чистоговорки, прибаутки), ритуальные (колыбельные перед сном).
  • В средней группе: чтение вслух стихов, народных сказок («Колобок», «Теремок») и их обсуждение (беседа по вопросам).
  • В старшей и подготовительной группах: инсценирование сказок («Лиса и заяц»), обсуждение сказок (беседа по содержанию: «Буратино»), разучивание стихов (объяснение непонятных слов, повтор).

Данные способы позволяют актуализировать развитие дошкольника в направлении эстетического и нравственного воспитания.

Начальное образование

В начальной школе используется следующий набор методов:

  • Устное словесное рисование.
  • Беседа по прочитанному.
  • Рисунки к прочитанному.
  • Наглядные методы: иллюстрации к сказкам, портреты писателей.
  • Простейшие элементы анализа характера героя, нравственная оценка поступков героя.

Для начальной ступени образования характерны приёмы театральной педагогики при обучении выразительному чтению. Это способствует осознанию социальных ролей, воспитательному воздействию, творческому самовыражению, развитию воображения.

Среднее неполное образование

Начиная с 5 класса, актуальным становится обучение исследовательским навыкам при работе с художественным произведением.

В 5 классе вводится понятие тропа (эпитет). Применяются поисковые методы, анализ характера героя и выявление мнения автора. Композиция.

6 класс: продолжение изучения тропов (олицетворение, сравнение). Портрет. Анализ эпизода.

7 класс: метафора, гипербола. Фабула. Анализ рассказа. Интерьер.

Замечание 2

На уровне 7 класса имеет смысл использовать проблемное обучение при работе с текстом, когда по прочтении текста в начале урока звучит проблема в виде утверждения или вопроса. Например: «Прав ли Тарас Бульба в отношении к своему сыну Андрию?»

8 класс: метонимия. Сюжет. Анализ повести.

В этом возрасте имеет смысл начинать расширять кругозор с помощью помещения произведения и автора в поликультурный контекст.

9 класс. Тропы в образной системе произведения. Анализ романа, образная система произведения: композиция, сюжет, система образов и персонажей, авторская позиция.

Предыдущие этапы подготовили учащихся к целостному анализу и восприятию художественного произведения, поэтому в старших классах, расширяя поликультурный компонент, возможен акцент на теории анализа художественного произведения – педагог может предложить учащимся попробовать свои силы в качестве литературоведов.

В среднем звене при выразительном чтении требуются навыки актерского или авторского чтения, это вызывает эмоции и интерес к чтению и изучению художественного произведения.

Среднее полное образование

10-11 классы: используется целостный анализ произведения.

На данной ступени обучения актуальна систематизация ранее сформированных навыков, а именно: исследование проблемы в произведении с опорой на поликультурный контекст и литературоведческих анализ с обоснованным выявлением авторской позиции.

В старших классах при методике обучения выразительному чтению используются Интернет-ресурсы, восприятие произведений происходит более утонченно, глубоко, эмоционально, благодаря профессиональному чтению артистов.

Высшее образование

На ступени обучения в вузе предложен широкий взгляд, поэтому усилия направляются на изучение временных периодов в литературе.

При обучении литературе используются информационные технологии с образцами выразительного чтения профессиональными артистами. Это позволяет формировать у студентов коммуникативную компетентность, позволяющую им реализовываться в выбранной профессии.

Ведущим методом обучения на этапе вуза является метод самостоятельной работы с произведением. Для этого учителю важно разработать систему домашнего задания, которую в простейшем её виде можно представить как систему вопросов для беседы и подготовленный опорный материал.

Таким образом, качественная научная база современной методики тесно переплетается со спецификой предмета, что позволяет достичь образовательных целей воспитания личности, ориентированной на ценности, и готовой к восприятию и анализу прекрасного.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :