Методика обучения литературе в соответствии с ФГОС и в свете идеи непрерывного образования актуальна со дошкольной ступени до вузовской.
Методика обучения литературы имеет свою историю развития и становления. Мы предлагаем на каждой ступени обучения применять лучшие идеи методистов по литературе, вплетая их в предложенное нами видение системы уроков по литературе.
Каждый выбранный способ обучения основывается на психологии и педагогике, позволяя максимально точно достигать воспитательных задач средствами работы с текстом и многообразием подходов в методике обучения литературы.
На каждом этапе обучения литературы применяется метод выразительного чтения со своей спецификой для разного возраста. Актуальность данного метода призвана решить проблему низкого интереса к чтению. Учащиеся сначала слушают текст, потом начинают говорить и читать с мотивацией и интересом.
В обучении литературе большое значение имеет личность педагога в передаче, интерпретации тех или иных явлений литературы, в его личностно значимом отношении к изучаемому, особенностях мировоззрения и мировосприятия, нравственных установках и системе ценностей.
Вариативные программы и факультативы по литературе позволяют достигать образовательных и воспитательных целей: именно они облегчают подготовку к «Конкурсу чтецов», к олимпиадам по классам и этапам.
Все это позволяет прививать учащемуся личностно значимые, гуманистические ценности, формирует эстетическое восприятие обучающихся.
По мнению учёных, подготовка к ЕГЭ уничтожает любовь к чтению и пониманию литературы, сводясь к простоте запоминания и выражения мысли.
Современные методисты заявляют о проблеме методики обучения литературы в наше время: зависимость от установок нового стандарта, соцзаказа, смена образовательных парадигм, имеющаяся не очень сильная система подготовки кадров-филологов.
На этапе дошкольного развития из литературы актуален раздел «Устного народного творчества».
Отсюда методы обучения:
Данные способы позволяют актуализировать развитие дошкольника в направлении эстетического и нравственного воспитания.
В начальной школе используется следующий набор методов:
Для начальной ступени образования характерны приёмы театральной педагогики при обучении выразительному чтению. Это способствует осознанию социальных ролей, воспитательному воздействию, творческому самовыражению, развитию воображения.
Начиная с 5 класса, актуальным становится обучение исследовательским навыкам при работе с художественным произведением.
В 5 классе вводится понятие тропа (эпитет). Применяются поисковые методы, анализ характера героя и выявление мнения автора. Композиция.
6 класс: продолжение изучения тропов (олицетворение, сравнение). Портрет. Анализ эпизода.
7 класс: метафора, гипербола. Фабула. Анализ рассказа. Интерьер.
На уровне 7 класса имеет смысл использовать проблемное обучение при работе с текстом, когда по прочтении текста в начале урока звучит проблема в виде утверждения или вопроса. Например: «Прав ли Тарас Бульба в отношении к своему сыну Андрию?»
8 класс: метонимия. Сюжет. Анализ повести.
В этом возрасте имеет смысл начинать расширять кругозор с помощью помещения произведения и автора в поликультурный контекст.
9 класс. Тропы в образной системе произведения. Анализ романа, образная система произведения: композиция, сюжет, система образов и персонажей, авторская позиция.
Предыдущие этапы подготовили учащихся к целостному анализу и восприятию художественного произведения, поэтому в старших классах, расширяя поликультурный компонент, возможен акцент на теории анализа художественного произведения – педагог может предложить учащимся попробовать свои силы в качестве литературоведов.
В среднем звене при выразительном чтении требуются навыки актерского или авторского чтения, это вызывает эмоции и интерес к чтению и изучению художественного произведения.
10-11 классы: используется целостный анализ произведения.
На данной ступени обучения актуальна систематизация ранее сформированных навыков, а именно: исследование проблемы в произведении с опорой на поликультурный контекст и литературоведческих анализ с обоснованным выявлением авторской позиции.
В старших классах при методике обучения выразительному чтению используются Интернет-ресурсы, восприятие произведений происходит более утонченно, глубоко, эмоционально, благодаря профессиональному чтению артистов.
На ступени обучения в вузе предложен широкий взгляд, поэтому усилия направляются на изучение временных периодов в литературе.
При обучении литературе используются информационные технологии с образцами выразительного чтения профессиональными артистами. Это позволяет формировать у студентов коммуникативную компетентность, позволяющую им реализовываться в выбранной профессии.
Ведущим методом обучения на этапе вуза является метод самостоятельной работы с произведением. Для этого учителю важно разработать систему домашнего задания, которую в простейшем её виде можно представить как систему вопросов для беседы и подготовленный опорный материал.
Таким образом, качественная научная база современной методики тесно переплетается со спецификой предмета, что позволяет достичь образовательных целей воспитания личности, ориентированной на ценности, и готовой к восприятию и анализу прекрасного.