Матерь в русской литературе


Матерь в русской литературе

Понятие «матерь» многогранно.

Определение 1

Матерь – слово истинно народное, архаичное по происхождению, употребляется до сих пор в говорах. В Библии слово Матерь, Божья матерь, Богоматерь, Богородица прямо не употребляются. Только Дева, Мария, мать Иисуса.

Первооснова для литературы - фольклор, поэтому рассмотрим понятие матери в устном народном творчестве.

Образ матери в устном народном творчестве

Образ матери в сознании русского человека связан с:

  1. Семьёй: в гостях хорошо, а дома лучше, матери все дети равны;
  2. Защитой: птица радуется весне, а младенец – матери; кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает;
  3. Плодородием: мать кормит детей, как земля людей;
  4. Здоровьем: мать кормит детей – сохнет, а они по ней и не охнут;
  5. Трудом: мать трудолюбива, и дети не ленивы;
  6. Родиной: родная сторона - мать, чужая – мачеха; родина-мать – умей её защищать; одна у человека родная мать, одна и родина.

Пословицы, связанные с темой Богородицы относятся к празднику Покрова (1 октября, или 14 октября):

  • Богородица и бог: над семью поясами небесными сам бог, превыше его покров;
  • Пречистая мать (успение) засевает, а покров собирает;
  • Бог и Богородица: Батюшка покров, покрой землю снежком, меня молоду платком (женишком)

То есть в народном сознании Богородица едина с Богом и она является защитницей, потому что укрывает от холода землю, от одиночества девушку.

В связи с этим Богородицу связывают с землёй, которая родит, с урожаем, с плодородием.

Таким образом, фольклор даёт богатую архетипическую первооснову для воплощения глубокого сложного смысла образа матери в литературе.

Матерь божия в литературе

Как показывают исследования, отношение к Матери как к Богородице частотно в лирике. Вместе с тем обратим внимание и на прозаические произведения.

Эпос.

М. А. Булгаков «Белая гвардия»

Автор в образе Елены создаёт образ защиты дома, семьи: Елена как будто заменяет умершую мать своим братьям. Молящаяся Елена о выздоровлении раненого Алексея видит чудо:

Елена с колен исподлобья смотрела на зубчатый венец над почерневшим ликом с ясными глазами и, протягивая руки, говорила шепотом:

  • Слишком много горя сразу посылаешь, мать-заступница…

Шепот Елены стал страстным… и совершенно неслышным пришел тот, к кому через заступничество смуглой девы взывала Елена. Он появился рядом у развороченной гробницы, совершенно воскресший, и благостный, и босой.

Огонек разбух, темное лицо, врезанное в венец, явно оживало, а глаза выманивали у Елены все новые и новые слова.

... –Пожалей нас. Идут твои дни, твой праздник.

Огонь стал дробиться… губы на лике, окаймлённом золотой косынкой, расклеились, а глаза стали такие невиданные...

Елена… поднялась, глядя перед собой слепо… не глядя больше в сияющий угол, прошла к двери.

Доктор Алексей Турбин ...сказал:

  • Кризис, Бродович… выживу?..

Мелкие капельки выступили у врача на лбу. Он был взволнован и потрясен.

Елена называет Богородицу и заступницей, и пречистой девой, вкладывая в молитву истовую любовь к брату, материнскую любовь. Её молитва приравнивается к материнской, и поэтому услышана.

Безусловно, народнопоэтические и религиозные представления в этом эпизоде романа отразились наиболее глубоко. А именно указание на праздник Богоматери, на святое воскресение Христа, похожего внешне на болеющего, высохшего Турбина. Не случайно автор даёт нам эту аналогию -предсказание о будущем выздоровлении героя именно в момент молитвы.

В молитве Елены есть и понимание своей греховности, и очищение от неё своим отказом от личной жизни и любви во имя спасения брата.

Конечно, этот роман не первое произведение, в котором образ Богоматери играет важную роль. Тут можно вспомнить и роман Ф. М. Достоевского «Бесы»:

«Богородица, что есть, как мнишь?» — «Великая мать, отвечаю, упование рода человеческого». — «Так, говорит, Богородица — великая мать сыра-земля есть, и великая в том для человека заключается радость».

В приведённом фрагменте Богородица являет собой защитницу плодородия земли, урожая, давая питанием жизнь людям. Этот смысл является архетипичным, впервые проявленный в пословицах.

Трилогия М. Горького включает в себя этот образ: «Детство» рассказывает о «Богородском сне», «В людях» о любви героя к Божьей Матери и трепетном отношении к иконе Божьей матери.

Таким образом, прозаические произведения русских писателей разного времени раскрывают читателям архетип «Божьей матери», заступницы и помощницы.

Лирика

Как мы говорили, лирическое воплощение образа Божьей матери в стихах реализуется чаще.

М. Ю. Лермонтов. Е его стихотворении «Молитва» лирический герой беспокоится о счастливой жизни и смерти для девы, поручая её Богородице, отсылая к библейскому архетипу:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред Твоим образом, ярким сиянием..

А. С. Пушкин в стихах «Жил на свете рыцарь бедный» отмечает не без определённой доли авторской иронии (в очевидном подражании народным песням) все же отмечает доброту богородицы и ее способность защитить, даровать прошение и рай, когда бес уже собрался умершего без причастия паладина, слезно влюбленного всю жизнь в «Марию Деву, матерь господа Христа», забрать себе:

Но пречистая сердечно

Заступилась за него

И впустила в царство вечно

Паладина своего.

В этом стихотворении поэт наводит на мысль о чистоте помыслов рыцаря, о чистоте Девы и искреннем преклонении перед этой чистотой. Пушкин подчеркивает богоизбранность, уникальность в сравнении с другими женщинами, хотя бес и пытается словом «волочился за матушкой Христа» этот образ уравнять с остальными женщинами.

Поэты Серебряного века (Есенин, Клюев, Кольцов) видели в Богородице образ плодородия, сохранения урожая, подчёркивая истинно народные представления о значении Богоматери:

Богородица — ваша землица,

Вольный хлеб мужику уроди.

(Н. А. Клюев)

А. А. Ахматова «Реквием»

Образ Богородицы появляется в поэме, написанной во времена, когда культурное православное наследие нашей родины было поругано, поруганы и другие ценности.

Поэма посвящена матерям, которые стояли в очередях, чтобы узнать о судьбах сыновей, отцов и мужей, невинно оклеветанных, подобно Христу, расстрелянных-распятых ни за что. Поэтому образ матери в своём страдании преобразовывается в образ богоматери, перенесшей трагедию потери сына-Христа:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Замечание 1

Таким образом, образ Богородицы упоминается и в стихах, и в прозе. В некоторых произведениях мать земная вырастает до архетипа Богоматери.

Образ матери в литературе

Эпос

Образ матери в литературе изображается значительно чаще, чем образ богоматери.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Образы матерей главных героев: у Петра Андреевича Гринева, мягкая, нежная и мудрая защитница сына перед отцом, у Маши - грозная капитанша, смело вмешивающаяся в военные дела мужа, нежно любящая свою дочь и трагически погибшая от рук самозванца Емельяна Пугачева. Образ матери-защитницы создан при визите Маши к императрице, близкий к образу Богородицы-заступницы, настолько таинственна была эта встреча.

И. С. Тургенев «Отцы и дети». Образы матери связаны с двумя персонажами: молодая мама Феничка с бутузом на руках и мама Евгения Базарова, добрая старушка, не знающая, куда и как руки положить от радости встречи с сыном, не знающая, что и приготовить, готовая применить сразу все свои кулинарные рецепты, помогающие создать шедевры завтраков, обедов и ужинов, боящаяся спугнуть своего сына неосторожным словом или намеком, лишь бы подольше побыл.

Л. Н. Толстой «Война и мир». Автор изображает поколения матерей в двух коленах: мать и дочь Натальи Ростовы, совершенно не похожие друг на друга. Прижимистая графиня, готовая на все ради своих взрослых детей, дожившая до неприглядной старости под пером писателя. Открытая, щедрая, эмоциональная Наташа Безухова, трепетно, относящаяся к любым изменениям, происходящим в мире её подрастающих деток.

И мать Раскольникова (Пульхерия Андреевна), безоглядно, любящая своего первенца и готовая к любым жертвам, противным христианской морали (1866), и легкомысленная помещица, способная и удочерить, и заботиться о своей дочери, с широкой душой, Раневская Любовь Андреевна (1904), и трепетные воспоминания о матери у доктора Живаго (1960), и образ матери Ильиничны главного героя Шолохова Григория Мелехова (1930) и мама Геры, жалостно дающая сыну-наркоману, толкающему в грудь, деньги и стремящаяся вместе с отцом уберечь второго сына Геру от армии (2012), но сумевшего понять свой жизненный путь.

Все эти образы написаны с горячей любовью к матери. Описана её постоянная готовность к подвигу ради своего ребёнка.

Лирика

В лирике образ матери не популярен у поэтов «золотого века» (всем известный факт, что А. С. Пушкин не посвятил ни одного стихотворения матери, которую ему заменила няня), зато актуален у А. Н. Некрасова в стихах, поэмах. Это и обобщающий образ матери, как в поэмах «Мороз красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо», так и индивидуальный образ матери, близкий самому поэту, в лирике.

В лице Матрены Тимофеевны, потерявшей сына из-за тяжёлых условий жизни крестьянской женщины, обреченной работать, воплощено два архетипа: матери и Богородицы, трагически потерявшей сына-Христа.

Особую популярность образа матери можно отметить в творчестве Сергея Есенина:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я, привет тебе, привет.

Пусть струится над твоей избушкой

Несказанный предвечерний свет.

(С. Есенин из «Письма матери»)

Поэт передаёт в этих строчках свою сыновнюю любовь и нежность к матери, свою тревогу о ней, как и сильную безмерную любовь матери к сыну, в связи с чем это стихотворение глубоко трогает читателя, вызывая в нем те же чувства по отношению к своим родителям, матери, о которых важно помнить, беречь их от тревог, давать весточки о себе, ведь матери не вечны.

Таким образом, образ матери актуален для фольклора, прозы и менее актуален в поэзии. Образ богоматери менее актуален в фольклоре, но имеет серьёзную смысловую нагрузку (урожайность, плодородие земли и защита покровом). Образ богоматери чаще встречается в поэзии, в прозе описаны чудеса проявления Богородицы. В поэмах Н. А. Некрасова и Ахматовой А. А. исследователями отмечается переход образа матери в богоматерь со вселенским чувством любви и горя.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :