Литература СССР в 30-е годы


Литература СССР в 30-е годы

30-е годы в литературе СССР - это не только продолжение развития коммунистической идеологии в сознании читателей, но и писательская саморефлексия и рефлексия, отражённая в произведениях, показывающая осознание произошедшего в прошедшее десятилетие, и подготовленная этим временем.

Эпос

Имена: М. Булгаков, М. Шолохов, К. Г. Паустовский, Л. Леонов, М. Шагинян, Н. Островский и другие.

Основные направления этого периода:

  1. Традиционный реалистический роман: М. Шолохов «Поднятая целина», «Тихий Дон»,
  2. Модернистской роман: И. Бабель,
  3. Сатирический роман: И. Ильф и Е. Петров «Золотой теленок» (1931),
  4. Производственное направление: М. Шагинян «Гидроцентрали» (1931), Н. Островский «Как закалялась сталь» (1936), К. Г. Паустовский «Кара-Бугаз» (1932),
  5. Психология природы и человека: М. М. Пришвин, Ф. Фраерман,
  6. Революционное освоение Сибири: В. Шишков «Угрюм-река»,
  7. Советская власть и кулаки, советская власть и интеллигентные молодые люди: Н. Вирт «Одиночество» (1935), Б. Левитин «Юноша»,
  8. Развитие исторической темы: В. Шишков «Емельян Пугачев», Ю. Тынянов «Пушкин» (1936), В. Ян «Чингисхан» (1939),
  9. Фольклорные тенденции: Уральские сказы Бажова,
  10. Педагогическое направление: А. Макаренко «Педагогическая поэма» (1936),
  11. Детская литература: К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой, Б. Житков, В. Катаев, А. Гайдар («Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940).

Все десятилетие писал М. А. Булгаков. Роман всей его жизни «Мастер и Маргарита» и другие произведения были опубликованы лишь 60-е, 80-е годы.

М. И. Цветаева оставила в наследие и прозаические тексты-эссе, не менее талантливые, чем её стихи. Это «Мой Пушкин» (1937), проникнутый ненавистью к расизму.

Лирика

Многие писатели и поэты не выдерживали гнета советской власти, парализующей творческую личность и жёстко критиковали давление тоталитарной системы. Таким был Осип Мандельштам, дважды побывавший в ссылке и погибший там. Он был арестован за стихи против Сталина, но почему-то не расстрелян, в 1933 году:

Мы живём, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны.

Только слышно кремлёвского горца –

Душегуба и мужикоборца»...

Вместе с тем отдельные авторы продолжали воспевать революцию в своих стихах, каждый следуя своей традиции:

  1. Э. Багрицкий «Смерть пионерки» (1933),
  2. А. Твардовский поэма «Страна Муравия» (1936), определившая манеру писателя, в то же время, близка классической традиции и народному стилю, с обращением к читателю, посвящённая радости колхозной жизни,
  3. С. Кирсанов «Твоя поэма» (1938),
  4. Н. Асеева «Маяковский начинается» (1939),
  5. М. И. Цветаева Стихи о родине («Тоска по родине»), приехавшая из эмиграции:

Сила любви, глубокой привязанности к родине в строках:

А если на дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

(М. И. Цветаева «Тоска по Родине»)

М. И. Цветаева вернулась в Россию в 1939 году, однако печататься и работать было негде. Её муж и дочь были арестованы. В 1941 году М. И. Цветаева покончила с собой.

Б. Л. Пастернак написал в знак памяти поэтессы:

Лицом повернутая к богу,

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Еще на ней не подвели.

С. Кирсанов воспринял гибель В. В. Маяковского как личное горе и считал необходимым довершить его дело. Посвященную пятилетке поэму В. В. Маяковского «Во весь голос», но не дописанную, дописал под названием «Пятилетки». С. Кирсанова считали последователем В. Маяковского, поэтому вел он себя смело: часто ездил за границу.

Замечание 1

Исследователи отмечают, что он всегда был формалистом в поэзии, обретя самобытность в этот и последующие периоды. При этом манеру футуристов сохранил на всю жизнь: стихи ромбом и т.д.

Драма

В 1932 году М. А. Булгаков пишет пьесу «Полоумный Журден» для театра Завадского, однако пьеса не была ни опубликована, ни поставлена.

В пьесе используется форма «театр в театре в театре»: Мольер, репетиции пьес, сама пьеса о Журдене. Границы между театром и действительностью размываются для удобства авторской саморефлексии и критики происходящего произвола в искусстве по причине узурпации власти.

В результате в 1936 году впервые поставлена пьеса М. А. Булгакова «Мольер» («Кабала святош»), хотя работа над постановкой началась в 1931 году.

М. А. Булгаков освоил новое направление в драматургии: переписаны «Мертвые души» в пьесу, написана драма о Пушкине «Последние дни», «Батум» («Пастырь»), либретто для Большого театра.

В этот же период драматург создал оригинальные сатирические комедии «Блаженство» и «Иван Васильевич».

Драма 20-х годов подготовила новую драму и нового героя: в начале 30-х годов – это женщина-борец, воительница, творец нового мира и соблазнительница в конфликте с традиционной мягкой хранительницей очага и продолжательницей рода человеческого.

А. Афиногенов «Страх» (1930) с главной героиней Еленой Макаровой, которая не замечает бытовую неустроенность, что обычно не свойственно женской природе.

А. Глебов «Инга» (1929), в которой героиня директор фабрики, что выглядит как модель общества, в котором она наводит порядок.

Кроме конфликта традиционной женщины и женщин нового типа существуют внутренние противоречия в персонажах.

Женщины нового типа отвергают любовь, ставя приоритетом товарищеские отношения и любовь к делу. Они имеют социальный статус, что с трудом принимают мужчины. Эти женщины способны разрушать традиционную семью, образуя товарищеский союз для дела. Они создают новый тип отношений и новый тип людей, свободных от чувств.

Таким образом, эти пьесы отображают имеющийся в обществе конфликт ценностей.

В конце 30-х годов появляется психологическая драма с традиционной мягкой юной девушкой, которые, однако, отвергаются мужчинами (А. Арбузов «Таня», А. Афиногенов «Машенька»).

Пьесы А. Арбузова актуальны и современны, так как затрагивают общечеловеческие ценности.

Драма в 30-е годы, таким образом, развивалась в нескольких направлениях: оригинальное, самобытное и как необходимость отражения советской действительности, в прославлении Советской власти, основанной на тоталитаризме. Эти противоречия определили нравственный дух того времени, отражённый в запрещенных произведениях.

Таким образом, 30-е годы, ознаменовавшись гибелью талантливых поэтов (В. Маяковский, О. Мандельштам, М. Цветаева), запретом прозаиков и драматургов (М. А. Булгаков), претерпели эволюцию в советской литературе от героя-героини борца до психологически непростых, имеющих общечеловеческое значение образов, воплощённых как в новаторских, так и традиционных формах.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :