Особенностью литературы послевоенного периода было время правки и публикации произведений, созданных во время войны. После войны авторы продолжали говорить о трудностях и подвиге русского человека в военное время.
Главными темами были ненависть к фашистам и абсолютная уверенность в победе.
В то же время обстановка вокруг творческой интеллигенции накалилась во время съёмок фильма об Иване Грозном. Сталина разозлила трактовка образа царя (рефлексирующего) и отношение к опричнине (как к кровавому беспределу) и вновь раскрутился маховик репрессий.
Понятие послевоенной литературы можно трактовать широко и узко. С широкой точки зрения это весь послевоенный период вплоть до 1991 года.
Более узкое понимание многими определяется как период от года Победы в ВОВ до смерти Сталина, то есть до начала периода “оттепели”.
Мы чаще используем широкое понимание, в связи с отголосками проблем и тем войны в произведениях писателей, переживших войну, не воевавших и воевавших, в произведениях “оттепели” и более поздние периоды до распада Союза.
Имена, оставшиеся в истории, в литературе военного и послевоенного времени: М. Шолохов, Ю.В. Бондарев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков,Ю.П. Герман, Э.Г. Казакевич, М.Л. Слонимский.
Очерково-документальное произведение “Они сражались за родину” М. А. Шолохова писалось автором по памяти в 1944 году. Затем автор пытался продолжать в 1959-1960 годах, но в силу исторических особенностей произведение не было закончено.
В этот же период началась травля М. Зощенко и А. Ахматовой за безыдейность и аполитичность, и изменения в деятельности в связи с этим двух литературных журналов. Авторов перестали печатать.
Преследовались И.Г. Эренбург, В.С. Гроссман, С.Я. Маршак.
Были произведения и на заказ в духе соцреализма, с пафосом, надуманным героизмом и оптимистическими настроениями в деревне: С. Бабаевский «Кавалер Золотой Звезды» (1947 г.) и «Свет над землей» (в 2 кн., 1949 - 1950 гг.).
В произведениях малого жанра писатели рисовали психологические трудности возвращения в мирное время: А. Платонов “Возвращение» («Семья Иванова», 1946), Г. Николаева «Жатва» (1950), В. Закруткин «Плавучая станица» (1950).
Повести.
Б. Н. Полевой “Повесть о настоящем человеке".
В произведениях В. П. Некрасова "В окопах Сталинграда" и Веры Пановой «Спутники» война изображалась по-новому как тяжёлый труд, без излишней героики.
Проза, изображающая правду на войне, без пафоса и героики, получила название “окопной прозы”.
Романы:
Ряд писателей поэтизировали облик бойцов. Другие же стремились к документальному изображению военных событий: Э. Казакевич “Звезда» (1947), П. Журба «Александр Матросов» (1949), М. Алексеев «Солдаты» (1951-1953), Л. Соболев «Зеленый луч» (1954).
В этот период после победы молодёжь активно стремилась учиться. Согласно статистике того времени большая часть юношества увлекалась чтением, часть спортом и совсем немного музыкой и живописью.
Для 15 % читателей были привлекательны Павка Корчагин, Андрей Болконский, Наташа Ростова. Однако часть обучающихся задумываясь о смысле жизни, импонировала Платону Каратаеву, Нехлюдову, Печорину.
Любимыми писателями той поры были М. Горький, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. А. Островский.
В 1952 году были расстреляны Перец Маркиш (поэт, писал на идише) и Лейб Квитко (поэт, писал на идише, автор стихов для детей, переведён на 34 языка). Поэтов заставляли отречься от любви к своему языку, после пыток они говорили на суде, что писать на родном языке - это национализм в Советском Союзе.
Стихи.
М.А. Исаковский "Враги сожгли родную хату" (критиковали за отсутствии оптимизма).
Владимир Высоцкий, не участвовавший в военных действиях из-за малолетства (родился в 1938 году) написал “Песню о конце войны” (1977 год)”, глубоко прочувствовав мгновение победы, миг перехода от войны к победе и миру. У него же цикл песен о войне: “Не вернулся из боя” (1969 год), “Сыновья уходят в бой”, “Мы вращаем землю”, “Песня летчика-истребителя”.
Феномен людей, писавших о войне, но не бывших на ней, проявлялся в глубокой связи со своим народом, такие писатели прочувствовали до глубины души и осознали всю трагедию вторжения врага на родину.
Поэмы.
А. Т. Твардовский "Дом у дороги". В поэме “За далью даль” поэт высмеивал непопулярный “производственный роман”, зачастую написанный на заказ.
Среди поэтов у молодёжи, прошедшей войну, любимыми были поэты-классики: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, недавние современники: В. В. Маяковский.
За годы войны было написано и поставлено около 1000 пьес.
Обращала на себя внимание драматургия А. Платонова, в духе нового времени и поиска смысла пребывания на земле; обретали новую жизнь пьесы М. Булгакова, Н. Эрдмана, В. Набокова.
Основным видом драмы была героическая драма с изображением острых конфликтов, ярких героев с характерами, с вопросами войны и мира.
После 50-60-х годов появилась проблема памяти и качественно иная оценка войны с позиции прошедшего времени в создаваемых произведениях.
Произведения военной тематики К. Симонова, Ю. Бондарева, В. Распутина, В. Быкова, В. Кондратьева являлись настолько актуальными и талантливыми, что писались инсценировки, ставились фильмы для осмысления военного времени и ценностей мирного времени, с целью предотвращения новой войны.
Таким образом, послевоенная литература отличалась с одной стороны пафосным патриотизмом и оптимизмом, а с другой передавала боль и трагедию народа-победителя, много потерявшего в прошедшей войне.