Литература послевоенного времени СССР


Литература послевоенного времени СССР

Особенностью литературы послевоенного периода было время правки и публикации произведений, созданных во время войны. После войны авторы продолжали говорить о трудностях и подвиге русского человека в военное время.

Главными темами были ненависть к фашистам и абсолютная уверенность в победе.

В то же время обстановка вокруг творческой интеллигенции накалилась во время съёмок фильма об Иване Грозном. Сталина разозлила трактовка образа царя (рефлексирующего) и отношение к опричнине (как к кровавому беспределу) и вновь раскрутился маховик репрессий.

Понятие послевоенной литературы можно трактовать широко и узко. С широкой точки зрения это весь послевоенный период вплоть до 1991 года.

Более узкое понимание многими определяется как период от года Победы в ВОВ до смерти Сталина, то есть до начала периода “оттепели”.

Мы чаще используем широкое понимание, в связи с отголосками проблем и тем войны в произведениях писателей, переживших войну, не воевавших и воевавших, в произведениях “оттепели” и более поздние периоды до распада Союза.

Эпос

Имена, оставшиеся в истории, в литературе военного и послевоенного времени: М. Шолохов, Ю.В. Бондарев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков,Ю.П. Герман, Э.Г. Казакевич, М.Л. Слонимский.

Очерково-документальное произведение “Они сражались за родину” М. А. Шолохова писалось автором по памяти в 1944 году. Затем автор пытался продолжать в 1959-1960 годах, но в силу исторических особенностей произведение не было закончено.

В этот же период началась травля М. Зощенко и А. Ахматовой за безыдейность и аполитичность, и изменения в деятельности в связи с этим двух литературных журналов. Авторов перестали печатать.

Преследовались И.Г. Эренбург, В.С. Гроссман, С.Я. Маршак.

Были произведения и на заказ в духе соцреализма, с пафосом, надуманным героизмом и оптимистическими настроениями в деревне: С. Бабаевский «Кавалер Золотой Звезды» (1947 г.) и «Свет над землей» (в 2 кн., 1949 - 1950 гг.).

В произведениях малого жанра писатели рисовали психологические трудности возвращения в мирное время: А. Платонов “Возвращение» («Семья Иванова», 1946), Г. Николаева «Жатва» (1950), В. Закруткин «Плавучая станица» (1950).

Повести.

Б. Н. Полевой “Повесть о настоящем человеке".

В произведениях В. П. Некрасова "В окопах Сталинграда" и Веры Пановой «Спутники» война изображалась по-новому как тяжёлый труд, без излишней героики.

Определение 1

Проза, изображающая правду на войне, без пафоса и героики, получила название “окопной прозы”.

Романы:

  • А. А. Фадеев "Молодая гвардия" с доработками;
  • М. Бубеннов («Белая береза», 1947 г.),
  • Ф. Панферов («Борьба за мир», в 2 кн., 1945 - 1947 гг., «В стране поверженных», 1948 г.).

Ряд писателей поэтизировали облик бойцов. Другие же стремились к документальному изображению военных событий: Э. Казакевич “Звезда» (1947), П. Журба «Александр Матросов» (1949), М. Алексеев «Солдаты» (1951-1953), Л. Соболев «Зеленый луч» (1954).

В этот период после победы молодёжь активно стремилась учиться. Согласно статистике того времени большая часть юношества увлекалась чтением, часть спортом и совсем немного музыкой и живописью.

Для 15 % читателей были привлекательны Павка Корчагин, Андрей Болконский, Наташа Ростова. Однако часть обучающихся задумываясь о смысле жизни, импонировала Платону Каратаеву, Нехлюдову, Печорину.

Любимыми писателями той поры были М. Горький, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. А. Островский.

Лирика

В 1952 году были расстреляны Перец Маркиш (поэт, писал на идише) и Лейб Квитко (поэт, писал на идише, автор стихов для детей, переведён на 34 языка). Поэтов заставляли отречься от любви к своему языку, после пыток они говорили на суде, что писать на родном языке - это национализм в Советском Союзе.

Стихи.

М.А. Исаковский "Враги сожгли родную хату" (критиковали за отсутствии оптимизма).

Владимир Высоцкий, не участвовавший в военных действиях из-за малолетства (родился в 1938 году) написал “Песню о конце войны” (1977 год)”, глубоко прочувствовав мгновение победы, миг перехода от войны к победе и миру. У него же цикл песен о войне: “Не вернулся из боя” (1969 год), “Сыновья уходят в бой”, “Мы вращаем землю”, “Песня летчика-истребителя”.

Феномен людей, писавших о войне, но не бывших на ней, проявлялся в глубокой связи со своим народом, такие писатели прочувствовали до глубины души и осознали всю трагедию вторжения врага на родину.

Поэмы.

А. Т. Твардовский "Дом у дороги". В поэме “За далью даль” поэт высмеивал непопулярный “производственный роман”, зачастую написанный на заказ.

Замечание 1

Среди поэтов у молодёжи, прошедшей войну, любимыми были поэты-классики: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, недавние современники: В. В. Маяковский.

Драма

За годы войны было написано и поставлено около 1000 пьес.

Обращала на себя внимание драматургия А. Платонова, в духе нового времени и поиска смысла пребывания на земле; обретали новую жизнь пьесы М. Булгакова, Н. Эрдмана, В. Набокова.

Основным видом драмы была героическая драма с изображением острых конфликтов, ярких героев с характерами, с вопросами войны и мира.

После 50-60-х годов появилась проблема памяти и качественно иная оценка войны с позиции прошедшего времени в создаваемых произведениях.

Произведения военной тематики К. Симонова, Ю. Бондарева, В. Распутина, В. Быкова, В. Кондратьева являлись настолько актуальными и талантливыми, что писались инсценировки, ставились фильмы для осмысления военного времени и ценностей мирного времени, с целью предотвращения новой войны.

Таким образом, послевоенная литература отличалась с одной стороны пафосным патриотизмом и оптимизмом, а с другой передавала боль и трагедию народа-победителя, много потерявшего в прошедшей войне.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :