Позднее присоединение к Союзу стран Прибалтики и Молдовы (1940) объяснялось непростыми решениями о принятии / не принятии советской власти внутри стран, а также прямыми военными действиями Советского Союза, что произошло в истории образования республики Молдовы.
Годы до советской власти в этих странах расцениваются в качестве периода расцвета самобытной культуры и литературы. С момента присоединения стран эти сферы существенно пострадали из-за догматов соцреализма и узкой тематики.
Уровень литовской литературы был значительно снижен из-за тенденции к изображению популярных социалистических идей с момента присоединения к Союзу.
Эпос.
На русском языке выходили сборники рассказов «Живая Литва» (1942), «Вечная ненависть» (1943), «За Советскую Прибалтику» (1943), «Над синим Неманом» (1944), «Дорога в Литву» (1944), у Йонаса Билюнаса, Й.Шимкуса Рассказы (1953) и «Завтра ясный день» (1962).
В 1961 году опубликована автобиографическая повесть Йонаса Рагаускаса «Ступайте, месса окончена» о духовно-нравственных проблемах и личностном выборе в рамках новых веяний.
Во всех почти периодах развития литературы с 1940 по 1970 регулярно появлялись романы.
40-50-е годы:
П. Цвирки «Земля кормилица» (1949), Александрас Гудайтиса-Гузявичюс «Правда кузнеца Игнотаса»(1950) в духе соцреализма и «Братья» (1953), А. Венуолис «Усадьба Пуоджюнасов» (или «Пуоджюнкемис») в 1952 на русском языке, Йонас Довидайтис «Большие события в Науяместисе» о рабочем классе (1951), Юозас Балтушис и Йонас Авижюс о жизни народ, реалистическая проза Евы Симонайтите, романы Путинаса, Т. Тильвитиса, А. Венцловы, Йонаса Марцинкявичюса, Йонаса Рагаускас «День рождения» (1959).
60-70-е годы:
Йонас Рагаускас автобиографическая трилогия: «Весенняя река» (1964), «В поисках молодости» (1966), «Буря в полдень» (1969), Йонас Авижюс романы «Деревня на перепутье» (1964), Потеряный кров (1970).
Лирика.
Жанры лирических стихов:
40-е годы:
Создавались стихи-переживания военных событий: Л. Гиры «Стихи» (1940) и «Слово борьбы» (1943), С. Нерис «Сквозь посвист пуль» (1943), А. Венцловы «Родное небо» (1944), К. Корсакаса «В разлуке» (1944).
50-80-е годы:
Крупные поэтические жанры.
Поэма Антанаса Баранаускаса «Аникшчяйский бор»
Драма.
Драматургия развивалась в 40-80-е годы: ставились пьесы заслуженного деятеля искусств Литовской ССР А. Грицюса, Й.Марцинкявичюса «Каволюнасы» (1947) и Юозаса Грушаса (1901-1984) « Отец и сын» (1944), «Геркус Мантас» (1957), «Тайна Адомса Брунзы» (1967), «Любовь, джаз и черт» (1967), «Человек без лица» (1970) с тенденциями театра абсурда, «Швитригайла» (1976).
Эмиграция.
В эмиграции творили Винцас Креве, Казис Брадунас, Людас Довиденас, Видунас, Генрикас Радаускас.
Выделяется латышская и латвийская литература, исторически сложившиеся вследствие развития языка нации латышей.
Это писатели Вицис Лацис, Андрей Упит, Янис Яунсудрабиньш, Эрнест Бирзниекс-Упитис, Висвалдис Ламс.
Андрей Мартынович Упит (латыш. Andrejs Upīts) — известный латышский советский писатель-романист, поэт, драматург, сатирик и критик, государственный деятель, создал дилогию «Земля зелёная» (1945) о жизни в прошлом веке и «Просвет в тучах» (1951) о первых шагах рабочего движения.
Наиболее известный писатель Латвии Альберт Белс развивал жанры крупной и малой формы:
Первая публикация — рассказ «Ночной этюд» (1963), историко-революционный роман «Голос зовущего» и роман «Корни» (1980).
Эпос.
В Молдавии были актуальны малые жанры.
Рассказы пишут: Д. П. Милева - о терроре румынского фашизма в бессарабской деревне, а также Менюк, Рошка, В. Малева, Василь Василак, А. Маринат, Р. Лунгу, Е. Буков со сборником рассказов «Искры сердца» (1965), Друцэ.
Жанр повести представляют: Ион Друцэ «Набирание уму разуму», «Последний месяц осени» («Ultima lună de toamnă»), «Хлеб, любовь и мужество», «Возвращение на круги своя», «Недолгий век зелёного листа».
Жанр романа развивают в 50-60 годы: И. Друцэ (р. 1928): «Листья грусти» (1957), «Степные баллады» (1963), «Запах спелой айвы» («Mirosul gutuiei coapte»), «Бремя нашей доброты» («Povara bunătăţii noastre»), «Одиночество пастыря», И. Чобан «Кодры» (книги 1-2, 1954-57), «Мосты» (1965), «Бремя нашей доброты» (1968), Шляху «Солдат идёт за плугом» (1957) и «Нижняя окраина» (1962), А. Шаларь «Люди и судьбы» (1958), Анна Лупан «Ветер в лицо» (1957) и «Где твои пахари, земля?» (1963), Бусуйок «Метель» (1960) Е. Дамиан «Один перед лицом любви» (1966), Владимир Бешлягэ «Крик стрижа» (1966), Емельян Буков роман «Магистраль» (1969).
И. Крецу , А. Козмеску, П. Старостинр переводят на молдавский язык русскую и мировую классику.
На русском языке в Молдавской ССР писали прозаики Л. Мищенко, С. Пасько, Г. Успенский (р. 1905).
Сказка Вангели "Приключения Гугуцэ" в 1970 году отмечена Второй Всесоюзной премией по детской литературе.
В 1987 году Ион Друцэ был единогласно избран почётным президентом Союза писателей Молдовы (в 1998 вышел из Союза).
Лирика.
Печатались стихи Емилиана Букова, Богдана Истру, Андрея Лупана, Георгия Менюка, Ливиу Деляну в газетах и журналах, передавались по радио.
На русском языке писали поэты К. Шишкан, Н. Савостин , В. Измайлов, С. Бурлака, Чирков. В. А., Карачобана и Д. Танасоглу.
Молдавские поэты того периода: П. Дариенко, И. Л. Балцан, В. Рошки,, К. Кондри, П. И. Заднипру, А. Бусуйок, А. М. Гужель, В. Телеукэ, Г. Виеру , П. Боцу, А. Чиботару, Э. Лотяну, Л. Дамиан.
В русском переводе известны сборники стихов Е. Букова, который творил в совершенно различных поэтических жанрах: «Я вижу тебя, Молдавия» (1942) и «Весна на Днестре» (1944), «Страна моя» (1947), «Растут этажи» (1952), «Стихи» (1954), роман в стихах «Город Реут» (1956, русский перевод 1958), «День настоящий, день грядущий» (1965), сказка против фашизма в стихах «Андриеш», поэма «Песня молодости» (1969).
Сборники стихов Боцу «Материки» (1966), Л. Дамиан «Корни» (1966), Г. П. Виеру «Стихи» (1965), Виктор Телеукэ «Олений остров» (1966), А. Чиботару «Ступени» (1970).
Развивается жанр поэмы против фашизма:
Драма.
Пьесы: Лупан «Свет» (1948), Анна Лупан «Колесо времени» (1959) , Р. Портной «Нелетающие птички» (1957), Корнян «Горечь любви» (1958), Друцэ «Каса маре» (1960, позднее получил премию), «Птицы нашей молодости» (1972), Кондри «Дети и яблоки» (1961) , пьесы Г. Маларчука, Бусуйока, И. Подоляну.
Пьеса Е. Букова «Дунай — беспокойные воды» (1956) об оккупации на Дунае, время действия - 1925—1926 годы. Премьера спектакля «Бурлящий Дунай» состоялась в 1957.
Новую власть в своём творчестве приветствовали Й.Варес-Барбарус, Й.Семпер, Я.Кярнер, А.Якобсон.
Эстонию не миновала участь всех советских стран: репрессированы Ю.Парийыги, Х.Тальвик, во время войны погибли Э. Таммлаан, Й.Рувен, исключены из Союза писателей в послевоенные годы Ф.Туглас, Х.Раудсепп (умер в сибирском лагере), Б.Альвер, М.Метсанурк, Й.Семпер.
Эпические произведения.
Можно отметить новый для литературы жанр дневника: Ю. Смуул дневник путешествия в Антарктику «Ледовая книга» (1959), нэаграждён за него.
Малые жанры рассказа также развиваются: Лилли Промет (1922) о художниках «Приверженцы святого искусства» (1958), «Розовая шляпка» (1961) с парадоксальностью сюжета, новелла «Похороны кнута» (1957).
Развивался жанр юмористической повести: Ю.Смуул «Письма из деревни Сыгедате» (1955) и «Удивительные приключения мухумцев на юбилейном празднике песни в Таллине « (1957).
Жанр повести также присутствует в литературе Эстонии изучаемого периода: Л. Промет «Несчастная любовь» (1957).
Жанр романа наиболее развит.
В 40-50-е годы: Карл Ристикиви (1912–1977) «В чужом доме» (1940), Мати Унт написал первый роман «Прощай, рыжий кот» (1963), Ханс Леберехт «Свет в Коорди» (1948), Ааду Хинт (1910–1989) тетралогия «Берег ветров» (1952) о революции 1995 года, Эрни Крустен (1900–1984), дилогия «Сердца молодых» (1954–1956), Рудольф Сирге (1904–1970) «Земля и народ» (1956).
Разновидность романа автобиографический роман Л. Промет «Деревня без мужчин» (1960) и в качестве военной прозы, «Примавера» (1971).
В 60-90-е годы: Первый роман Ветемаа «Монумент» (1936) , затем «Усталость» (1967), «Реквием для губной гармоники» (1968), «Яйца по-китайски» (1969) с отрицательными персонажами в основе. Для следующих его романов характерно игровое начало: «Воспоминания Калевипоэга» (1971), «Полевой определитель эстонских русалок» (1980), роман «Домовой по имени Пеэтрус» (1991).
Эме Беэкман создала трилогию о войне «Маленькие люди» (1964), в котором война передаётся с помощью приёма отстранения, «Колодезное зеркало» (1966) и «Старые дети» (1972), роман «Картофельные бубенцы» (1968) или антиутопия Шарманка (1970), роман «Возможность выбора» (1978) о женской роли в обществе.
М.Траату создала цикл романов, объединённых местом действия «Были деревья, вещие братья» (1979) и «Поднимайтесь в горы» (1987) о проблемах деревни и их преодолении.
Основные литературные направления в эстонской литературе:
Историческую повесть как жанр в эстонской литературе разрабатывал Яан Кросс с историческими героями: генерал фон Михельсон («Имматрикуляция Михельсона», 1971), средневековый художник Михель Ситтов («Четыре монолога по поводу Святого Георгия», 1970), просветитель Яннсен («Час на стуле, который вращается», 1971)
Исторический роман как жанр развивался следующими авторами:
Военная проза.
Романы П.Куусберга «Второе "я", Энна Кальма «В разгаре лета» (1966), «Одна ночь» (1972), «Капли дождя» (1976), Л.Вахер рассказ «Эмайыги» (1960), Юло Туулика «В военное лихолетье» (1974), В.Беэкмана «И сто смертей» (1978)
Лирика.
Юхан Смуул (1922–1971) получил награду за свои стихи и поэму «Сталину» (1949).
В 50-60-е гг имеют значение стихи Керсти Мерилаас (1913–1986) «Доверяй своим глазам» и Деборы Вааранди (1916) «Простые вещи».
Поэзия становится личностной, интересны стихи Д.Вааранди, А.Санга, Пауля Вийдинга (1904–1962), Яана Кросса (1920), сборник Б.Альвер «Звездный час» (1966).
Особым издательским знаком были публикации стихов в формате кассеты:
Вауль-Эрик Руммо (1942) с первым сборником «В плавание!» (1962); Матс Траат (1936) сборник «Неуклюжие песни» (1962) о родине и трудностях жизни на ней; Яан Каплинский (1941) книга «Следы в ручье» (1964) о природе и восточной мудрости, Хандо Руннель (1938) «Дети земли» (1965) получил признание на родине; Юхан Вийдинг (1948–1995) сборник «Декабрь».
Заканчивается период новыми веяниями в поэзии: со второй половины 1980-х антипоэзия, метапоэзия (Хассо Крулль; 1964), панк-поэзия (Тыну Трубецки; 1963), маньеризм.
Драма.
За весь период можно выделить три этапа написания:
Таким образом, литература стран, присоединившихся к Союзу в последнюю очередь, в некоторых случаях развивалась в рамках мировых тенденций, в некоторых случаях только в духе соцреализма, вследствие чего страдало художественное значение литературы, в некоторых случаях переживала противоречия из-за внутренних территориальных, языковых, национальных особенностей. Литература стран Прибалтики в период СССР подарила и талантливых писателей, развивающих все роды литературы, приоритетными можно назвать крупные эпические формы. Литературу стран данного периода отличает большая самостоятельность, в связи с более поздним присоединением к СССР