Литература СССР ограничивается временными рамками: 1922-1991 годы. Эта литература включает произведения на 88 языках с преобладанием русского.
Эту литературу можно разделить на советскую и литературу белой эмиграции. В данной статье представлена, как можно наиболее полная, типология литературы в обозначенный период.
В советской литературе можно выделить несколько периодов: 20-е, 30-е, военные годы, 50-е годы, «оттепель», 70-90-е годы. Каждый период обладает своими нюансами, которые мы рассмотрим ниже.
20-е годы.
В 1922 году создаются три литературные организации, призванные выражать интересы пролетариата и бороться за чистоту взглядов в направлении коммунистического толка:
Ленин и Троцкий считали, что борьба литературных группировок позволит развиться слабой советской литературе.
В. И. Ленин в этот же период создал статью, призванную охладить пыл зарвавшихся пролетарских писателей, признающих только советскую культуру, и отмечал необходимость видеть эстетическую, философскую ценность произведений досоветского периода.
После смерти В. И. Ленина И. В. Сталин стал внедрять политику по ограничению тем в литературе, контролю писательской продукции. Он считал, что искусство должно быть единым, организованным и нести культуру в массы централизованно.
Писатель А. Платонов отмечал, что создание ограничений в творчестве, подобно тому, что живой человеческий ум пытаться заменить роботами, которые враз напишут, как нужно.
Постепенно происходило ужесточение контроля, изъятие произведений, (Пильняк “Повесть непогашенной луны”), введение цензуры.
В этот период происходил переход от модернизма к соцреализму.
30-е годы.
В 1930 вводится должность политредакторов, которые назначались из числа членов большевистской партии.
В 1931 вводится уголовная ответственность редакторов за пропуск антисоветских произведений.
В 1932 году ликвидируются литературные группировки РАПП, ВОАП и другие, как тормозящие искусство и не проводящие политику партии, создаётся Союз писателей.
За возвращение группы РАПП пытался бороться А. Фадеев, направив письмо Кагановичу.
Мотивация вступления в Союз писателей:
В 1934 году были созданы региональные филиалы Союза писателей. Проза получает название “производственной”.
Все это привело к низкому качеству литературы, истинно талантливых и интеллигентных авторов было мало, их или не печатали, или репрессировали.
Проблемы функционирования издательств: частые репрессии редакторов, попытки жульничества авторов, мотивированных деньгами, а не творчеством.
При этом страна испытывала острую необходимость в писателях, которые формировали бы патриотичность и позитивный образ партии в преддверии ВОВ.
Литература военных лет.
Советские писатели все как один отправились на фронт и с первых дней писали, вдохновляя на подвиг и защиту отечества.
Проза.
Расцвет героического эпоса: произведения, посвящённые фронту, боевым действиям, произведения об оккупации и о советском тыле.
В эти годы проявилась актуальность очерка: задолго до победы писатели открывали людям её несомненную возможность.
Поэзия.
Расцвет поэзии всех жанров: в газетах ежедневно рядом со сводками публиковались стихи, песни, поэмы, баллады. Рост массового творчества.
Священную войну, написанную 24 июня Лебедевым-Кумачом, пели 26 июня, отправляясь на фронт. Эта песня стала выразителем, голосом чувства любви к родине в самый трудный период жизни страны.
Песни-стихи А. Суркова, М. Исаковского, А. Твардовского, О. Берггольц звали защищать страну.
Выделилось сатирическое направление в поэзии, выразителем которого стали С. Маршак (сказки, эпиграммы, каламбуры) и Д. Бедный (басни, пословицы), которые разили как пушки (С. Маршак: “Юный Фриц, или экзамен на аттестат "зверости"»; Д. Бедный: “Волк-моралист”, “Геринг - палач-вампир, фашистский обер-банкир”).
М. Исаковский раскрыл жанр плача. Тема любви особенно звучала в стихах К. Симонова.
Литература периода оттепели.
Это период 50-60-х годов, когда появились несколько знаковых направлений, заложивших основу современных духовных исканий в литературе: деревенская проза, лейтенантская проза, молодёжная проза, эстрадная поэзия, давших много известных имён (Е. Евтушенко, В. Шукшин, Б. Ахмадулина, К. Воробьев, А. Арбузов и др.).
70-90-е. Кризис русской литературы.
Самиздат
Термин придуман Николаев Глазковым в 40-е годы, сперва он звучал как «сам себя издал», позднее преобразовался в «самиздат».
«Самиздат» - широкое явление в конце 60-х годов, под ним подразумевается всея неофициальная (неподцензурная) литература, которая ходила по рукам в виде машинописных и ротапринтных копий.
Самиздат возник как потребность творческого самовыражения творческой интеллигенции в условиях политизации общества и идеологического вакуума. В самиздате публиковались как отечественные писатели, так и зарубежные, чьи переводы не могли быть опубликованы официально.
Тем не менее слово самиздата доходило до читателя.
По мнению некоторых исследователей, рукописные тексты не считаются самиздатом, так как рукопись не есть форма издания, помимо того, рукописи были очень распространены как в этот период, так и в другие периоды, не являющиеся периодом оттепели.
Причины возникновения самиздата:
В итоге, многие самиздатовские произведения после публикаций изымались, а их авторы арестовывались. Лишь к концу 80-х годов власти стали лояльнее. А в 1990 году после закона о свободе печати самиздат перестал быть актуальным.
Неофициальная литература, андеграунд
Андеграунд – совокупность явлений, эстетически и идеологически несовместимых с официальной культурой и не реализованных легально.
Представители андеграунда позиционировалась не как страдальцы, а как культурные аутсайдеры.
Причины возникновения:
Особенности проявления:
Официальная литература
Официальная литература - это вид литературы, легальной и идеологически подходящей партии и государству, зачастую в ущерб художественной и эстетической ценности искусства.
Возникла благодаря тому, что творческая интеллигенция выехала из страны, продолжая выполнять свою миссию и на чужой земле, распространяя русские традиции, образуя Русское Зарубежье. Если бы эти люди не эмигрировали, то погибли бы в период репрессий.
В СССР создавался образ врага-эмигранта.
Первая волна.
Это период после революции 1917 и гражданской войны 1922 года. НТС – антисоветская организация, народно-трудовой союз.
Три поколения писателей:
Вторая волна.
Это период после ВОВ.
«Посев» - антисоветское издательство.
Союз Борьбы за освобождение народов России (СБОРН) и Институт по изучению истории и культуры СССР (Мюнхен) – новые антисоветские организации.
Имена писателей: В. Алексеев, Г. Андреев, Г. Климов.
Авторы послевоенного времени писали о войне в контексте мировой войны и обвиняли Сталина в неготовности к войне и халатному обучению новобранцев, от которых требовалось повиновение, а не сохранение жизни, поэтому многие даже стрелять не умели.
Авторы эмиграции описывали две проблемы в военный период: готовность народа защищать родную землю и тоталитаризм в России.
Третья волна.
После оттепели за рубеж выехали: В. Аксёнов, И. Бродский, В. Войнович, А. Галич, С. Довлатов, А. Зиновьев, Э. Лимонов, В. Максимов, В. Некрасов, А. Солженицын и др.
Отмечаются сложности взаимопонимания эмигрантов разных волн в плане эстетики языка и различных ценностей, в связи с многоликостью восприятия России каждой из волн эмиграции.
С появлением в России закона о въезде и выезде в 1993 году волны эмиграции прекратились.
Таким образом, период советской литературы является сложным многогранным периодом с множеством тенденций в основных двух направлениях: