Литература в СССР


Литература в СССР

Литература СССР ограничивается временными рамками: 1922-1991 годы. Эта литература включает произведения на 88 языках с преобладанием русского.

Эту литературу можно разделить на советскую и литературу белой эмиграции. В данной статье представлена, как можно наиболее полная, типология литературы в обозначенный период.

Советская литература

В советской литературе можно выделить несколько периодов: 20-е, 30-е, военные годы, 50-е годы, «оттепель», 70-90-е годы. Каждый период обладает своими нюансами, которые мы рассмотрим ниже.

20-е годы.

В 1922 году создаются три литературные организации, призванные выражать интересы пролетариата и бороться за чистоту взглядов в направлении коммунистического толка:

  • РАПП,
  • ЛЕФ
  • “Перевал”.

Ленин и Троцкий считали, что борьба литературных группировок позволит развиться слабой советской литературе.

В. И. Ленин в этот же период создал статью, призванную охладить пыл зарвавшихся пролетарских писателей, признающих только советскую культуру, и отмечал необходимость видеть эстетическую, философскую ценность произведений досоветского периода.

После смерти В. И. Ленина И. В. Сталин стал внедрять политику по ограничению тем в литературе, контролю писательской продукции. Он считал, что искусство должно быть единым, организованным и нести культуру в массы централизованно.

Писатель А. Платонов отмечал, что создание ограничений в творчестве, подобно тому, что живой человеческий ум пытаться заменить роботами, которые враз напишут, как нужно.

Постепенно происходило ужесточение контроля, изъятие произведений, (Пильняк “Повесть непогашенной луны”), введение цензуры.

В этот период происходил переход от модернизма к соцреализму.

30-е годы.

В 1930 вводится должность политредакторов, которые назначались из числа членов большевистской партии.

В 1931 вводится уголовная ответственность редакторов за пропуск антисоветских произведений.

В 1932 году ликвидируются литературные группировки РАПП, ВОАП и другие, как тормозящие искусство и не проводящие политику партии, создаётся Союз писателей.

За возвращение группы РАПП пытался бороться А. Фадеев, направив письмо Кагановичу.

Мотивация вступления в Союз писателей:

  • улучшение бытовых условий,
  • повышение социального статуса,
  • отсутствие необходимости физического труда,
  • романтическое представление о профессии писателя.

В 1934 году были созданы региональные филиалы Союза писателей. Проза получает название “производственной”.

Все это привело к низкому качеству литературы, истинно талантливых и интеллигентных авторов было мало, их или не печатали, или репрессировали.

Проблемы функционирования издательств: частые репрессии редакторов, попытки жульничества авторов, мотивированных деньгами, а не творчеством.

При этом страна испытывала острую необходимость в писателях, которые формировали бы патриотичность и позитивный образ партии в преддверии ВОВ.

Литература военных лет.

Советские писатели все как один отправились на фронт и с первых дней писали, вдохновляя на подвиг и защиту отечества.

Проза.

Расцвет героического эпоса: произведения, посвящённые фронту, боевым действиям, произведения об оккупации и о советском тыле.

В эти годы проявилась актуальность очерка: задолго до победы писатели открывали людям её несомненную возможность.

Поэзия.

Расцвет поэзии всех жанров: в газетах ежедневно рядом со сводками публиковались стихи, песни, поэмы, баллады. Рост массового творчества.

Священную войну, написанную 24 июня Лебедевым-Кумачом, пели 26 июня, отправляясь на фронт. Эта песня стала выразителем, голосом чувства любви к родине в самый трудный период жизни страны.

Песни-стихи А. Суркова, М. Исаковского, А. Твардовского, О. Берггольц звали защищать страну.

Выделилось сатирическое направление в поэзии, выразителем которого стали С. Маршак (сказки, эпиграммы, каламбуры) и Д. Бедный (басни, пословицы), которые разили как пушки (С. Маршак: “Юный Фриц, или экзамен на аттестат "зверости"»; Д. Бедный: “Волк-моралист”, “Геринг - палач-вампир, фашистский обер-банкир”).

М. Исаковский раскрыл жанр плача. Тема любви особенно звучала в стихах К. Симонова.

Литература периода оттепели.

Это период 50-60-х годов, когда появились несколько знаковых направлений, заложивших основу современных духовных исканий в литературе: деревенская проза, лейтенантская проза, молодёжная проза, эстрадная поэзия, давших много известных имён (Е. Евтушенко, В. Шукшин, Б. Ахмадулина, К. Воробьев, А. Арбузов и др.).

70-90-е. Кризис русской литературы.

Самиздат

Термин придуман Николаев Глазковым в 40-е годы, сперва он звучал как «сам себя издал», позднее преобразовался в «самиздат».

Замечание 1

«Самиздат» - широкое явление в конце 60-х годов, под ним подразумевается всея неофициальная (неподцензурная) литература, которая ходила по рукам в виде машинописных и ротапринтных копий.

Самиздат возник как потребность творческого самовыражения творческой интеллигенции в условиях политизации общества и идеологического вакуума. В самиздате публиковались как отечественные писатели, так и зарубежные, чьи переводы не могли быть опубликованы официально.

Тем не менее слово самиздата доходило до читателя.

Замечание 2

По мнению некоторых исследователей, рукописные тексты не считаются самиздатом, так как рукопись не есть форма издания, помимо того, рукописи были очень распространены как в этот период, так и в другие периоды, не являющиеся периодом оттепели.

Причины возникновения самиздата:

  1. Исторические события в Чехословакии 1968 года, вызвавшие уверенность, что лучшие времена наступят не скоро,
  2. Большой процент филологов, которые оказались невостребованными,
  3. Отсутствие свободы слова.

В итоге, многие самиздатовские произведения после публикаций изымались, а их авторы арестовывались. Лишь к концу 80-х годов власти стали лояльнее. А в 1990 году после закона о свободе печати самиздат перестал быть актуальным.

Неофициальная литература, андеграунд

Определение 1

Андеграунд – совокупность явлений, эстетически и идеологически несовместимых с официальной культурой и не реализованных легально.

Представители андеграунда позиционировалась не как страдальцы, а как культурные аутсайдеры.

Причины возникновения:

  1. Культурная травма (раскол между официальным и творческим, их противопоставление),
  2. Инакомыслие (как форма преследования со стороны власти),
  3. Альтернативная культура (как способ выбора иных форм в официальной среде).

Особенности проявления:

  • организованное пространство (кафе, квартиры, кухни, чердаки),
  • карнавализация (приёмы карнавала) и маскарадность (М. М. Бахтин): юродство, шутовство как ответ на официоз, гротескность, признаки «чужого», свобода образов и их речевого выражения, противопоставление всему скучному, необходимость использовать маску для адаптации в обществе,
  • разнородность процессов,
  • трансляция в окружающую среду с помощью технологии, в том числе, самиздата,
  • •слабая фиксация.

Официальная литература

Определение 2

Официальная литература - это вид литературы, легальной и идеологически подходящей партии и государству, зачастую в ущерб художественной и эстетической ценности искусства.

Литература эмиграции

Возникла благодаря тому, что творческая интеллигенция выехала из страны, продолжая выполнять свою миссию и на чужой земле, распространяя русские традиции, образуя Русское Зарубежье. Если бы эти люди не эмигрировали, то погибли бы в период репрессий.

В СССР создавался образ врага-эмигранта.

Первая волна.

Это период после революции 1917 и гражданской войны 1922 года. НТС – антисоветская организация, народно-трудовой союз.

Три поколения писателей:

  1. И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев;
  2. М. Осоргин, И. Северянин, В. Ф. Ходасевич, М. И. Цветаева;
  3. Г. Газданов, В. Поплавский.

Вторая волна.

Это период после ВОВ.

«Посев» - антисоветское издательство.

Союз Борьбы за освобождение народов России (СБОРН) и Институт по изучению истории и культуры СССР (Мюнхен) – новые антисоветские организации.

Имена писателей: В. Алексеев, Г. Андреев, Г. Климов.

Авторы послевоенного времени писали о войне в контексте мировой войны и обвиняли Сталина в неготовности к войне и халатному обучению новобранцев, от которых требовалось повиновение, а не сохранение жизни, поэтому многие даже стрелять не умели.

Замечание 3

Авторы эмиграции описывали две проблемы в военный период: готовность народа защищать родную землю и тоталитаризм в России.

Третья волна.

После оттепели за рубеж выехали: В. Аксёнов, И. Бродский, В. Войнович, А. Галич, С. Довлатов, А. Зиновьев, Э. Лимонов, В. Максимов, В. Некрасов, А. Солженицын и др.

Отмечаются сложности взаимопонимания эмигрантов разных волн в плане эстетики языка и различных ценностей, в связи с многоликостью восприятия России каждой из волн эмиграции.

С появлением в России закона о въезде и выезде в 1993 году волны эмиграции прекратились.

Таким образом, период советской литературы является сложным многогранным периодом с множеством тенденций в основных двух направлениях:

  • огосудартствление литературы с полным ее подчинением партии;
  • борьба за индивидуальное творчество с полным его разгосударствлением, согласно эстетическим ценностям подлинного искусства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :