Литература 50-х годов качественно значительно улучшилась, в связи со смертью Сталина в 1953 году и возникновением периода «оттепели», в который были реабилитированы многие авторы.
Возникло две тенденции: творчество в направлении «искусства для искусства» и борьба среди писателей за каноны соцреализма.
Однако до 1953 года литература СССР продолжала терять таланты по сфабрикованным делам. Так, в 1952 году погибли знаковые поэты-евреи, единственные писавшие на еврейском, родном языке.
Ключевым моментом новой прозы стал результат разоблачения культа личности и рассказ И. Эренбурга «Оттепель» (1954) о независимости личности художника.
В прозе в этот период развиваются следующие виды литературы:
Это время, когда начался расцвет журналов, где публиковались прозаики: «Новый мир» развивался в идее о нравственности, «Октябрь» в рамках борьбы за соцреализм, «Юность» для молодёжи, «Дружба народов», «Москва» и др.
Вместе с тем маховик старой политики даёт о себе знать: роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» (1958), опубликованный за границей, вызвал скандал в Союзе писателей и был запрещён, а Б. Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии, присуждённой за этот роман.
В этот период происходит расцвет поэзии. С 1955 года отмечается День Поэзии.
Евгений Евтушенко и Роберт Рожественский становятся ключевыми поэтами, развивается гражданственная поэзия и глубоко задушевная, лиричная.
На это указывает стихотворение Е. Евтушенко :
Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразные не те…
Первая книга Е. Евтушенко «Разведчики грядущего» была опубликована в 1952 году.
Далее вышли сборники «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960).
Обращает на себя также поэзия Беллы Ахмадулиной, с особой проникновенный манерой чтения в духе А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Андрей Вознесенский и Булат Окуджава (с конца 50-х) каждый занял свою нишу.
Николай Асеев «Раздумья»(1955), Леонида Мартынова «Стихи» (1957) как поэты старшего поколения вносили своё видение мира.
Семен Гудзенко, Александр Межиров, Ольга Берггольц, Юлия Друнина – поэты, предпочитающие военную тематику.
Стихи Николая Рубцова были уже в это время светлыми, пропитанными любовью к родине и неповторимым лиризмом.
В 50-е годы Н. Рубцов был начинающим поэтом, его первый студенческий сборник стихов содержал стихи 1953-1964 годов «Волны и камни».
Другие имена времени: М. Луконин, Е. Винокуров, Я. Смеляков.
В конце 50-х годов получает своё развитие бардовская песня. Этот вид песенного творчества связан с именем Булата Шалвовича Окуджавы. Он стал основоположником нового жанра: авторская песня. Первую песню он написал в 1943, популярным стал в конце 50-х годов.
Семья Б. Ш. Окуджавы была репрессирована, отец расстрелян, в 1956 году родители поэта были реабилитированы. Первый сборник стихов «Лирика» вышел в 1956 году. Второй сборник вышел в 1959 году «Острова». Многие стихи-песни поэта известны в фильмах того времени.
В то время уже были известны песни-стихи, посвящённые военной тематике «До свидания, мальчики» (1958 г), о барабанщике (1957 г).
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный…
Таким образом, поэзия получила в этот период развитие в нескольких направлениях: лиризм в духовная связь с родиной, гражданственная поэзия, женская поэзия, военная, бардовская. В этот период многие известные поэты только начинали публиковаться.
Развитие драмы в этот период происходило в нескольких направлениях:
Мелодрама (наполненной эмоциями) в противовес социологической драме (посвященной проблемам в обществе, «сухой»): Э. Радзинский, В. Розов о любви, Социально-психологическая драма: В. Розова "В добрый час!" (1954 год), «В поисках радости» (1956 год). Историко-документальная драма, Комедийный жанр.
Для драмы характерно новое построение сюжета и однонаправленность действия.
Главным стало наличие острого конфликта.
Ведущими драматургами этого периода можно назвать следующих: В. Розов, А. Володин, А. Арбузов, которые стали классиками в русской литературе.
Так, Алексей Арбузов создаёт драму о простых русских характерах, их преображении в пьесе «Иркутская история» (1959–1960). Любимый приём А. Арбузова – ретроспектива, который он использует и в этой драме, обостряя душевные переживания героев.
Другие драматурги этого периода: Л. Зорин, С. Алешин, И. Шток, А. Штейн, К. Финн, С. Михалков, А. Софронов, А. Салынский, Ю. Мирошниченко.
Пьесы отличает бытовой фон с глубоким философским, этическим подтекстом.
Обыгрывались драматически и стихи Е. Евтушенко, А. Вознесенского.
Таким образом, период разоблачения культа личности вызвал к жизни многие таланты и создал кладезь русских литературных шедевров мировой классики, вызвав интерес читателей к внутреннему миру героев, лиризму, комедийному и драматическим направлениям.