В рассматриваемый период основной идеей продвижения художественной литературы в массы было воспитание молодёжи в нужном идеологическом направлении. Именно поэтому многие произведения того времени потеряли актуальность для современного читателя. Тогда как произведения истинных талантов, в своём большинстве погибших, или чудом выживших, остаются читаемыми и по сей день.
Основные имена: И. Бабель, М. Булгаков, А. Веселый (советский писатель, известный роман о гражданской войне «Россия, кровью умытая» (1926), отличается сказовой манерой), М. Зощенко, Б. Лавренев, Л. Леонов, А. Малышкин (советский писатель, известный неоконченный роман «Мы из захолустья»), Б. Пильняк, А. Фадеев, К. Федин, Д. Фурманов, М. Шолохов, И. Эренбург (в этот период романист), В. Вересаев, А. Грин, М. Пришвин, А. Серафимович, С. Сергеев-Ценский (в этот период пишет повести и рассказы, кроме поэмы «Живая вода» (1927), А. Толстой и др.
Советская литература переживает период становления в это десятилетие.
Новые направления и темы:
Таким образом, новая литература затронула все сферы жизни советского человека, формируя новые ценности и обозначая новые проблемы, вызванные этими ценностями.
В эмиграции
Иван Бунин писал дневник «Окаянные дни» (1920), полный ненависти к большевикам, стилистически ясным и точным языком.
В 1924 году он выпустил манифест «Миссия русской эмиграции», давая жесткую оценку деятельности Ленина, считая его «планетарным злодеем», погубившим Россию. Эмиграция первой волны составила 2,5 млн человек, потери от гражданской войны – 10,5 млн чел. Миссия русской эмиграции в сохранении вековых традиций, которыми славилась Россия.
Основные имена: А. Блок (умер в 1921), Вс. Иванов, А. Белый, С. Есенин (погиб в 1925), В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, Н. Гумилев (расстрелян в 1921), А. А. Ахматова, М. И. Цветаева (до эмиграции в 1922 году).
М. И. Цветаева писала стихи, наполненные любовью к родине, и страданием за неё: «Плач Ярославны», в котором князь Игорь погибает у Донца.
Основные направления в поэзии советской литературы:
Таким образом, в поэзии основным было эскпериментирование, как формальное, так и индивидуальное.
В середине 20-х годов появляются комедии, в которых поднимается проблема взаимоотношений художника и власти. Появляются авторы, использующие новые приёмы, формы, язык в создании таких комедий с привлечением переложений собственного или классического творчества. Писатели выражают свою позицию и отражают современную проблематику, используя метатекст.
Пьеса М. Замятина «Блоха» была поставлена в 1925 году как переложение лесковской блохи с критикой нового «царя» в Кремле в форме стилизации сказа, с использованием балагана, райка, халдеев. Писатель фактически переписывает повесть Н. С. Лескова новым театральным языком для обозначения идеи насилия над личностью и художником в условиях пролеткульта и революционного искусства.
В 1926 году М. А. Булгаков пишет комедию-памфлет «Багровый остров» и сатирическую комедию “Зойкинв квартира”, высмеивая новые экономические реалии.
Комедия М. А. Булгакова имеет два первоисточника: фельетон «Багровый остров» и запрещённая сказка М. Замятина «Арапы» (1920). В ней тонко пародируется современный театр В. Мейерхольда и произведения В. Н. Биль-Белоцерковского.
Формат спектакля репетиции позволяет художнику раскрыть проблемы взаимодействия современного автора и режиссёра, режиссёра и актёров, вмешательства пролеткульта в творческий процесс, подчиняющего искусство злобе дня политической тематики.
Кроме комедийно-сатирического направления развивалось драматическое:
Таким образом, литература в 20-е годы отличалась возникновением множества направлений в родо-жанровом аспекте, раскрывая общечеловеческие ценности с одной стороны и опускаясь до агиток-однодневок на злобу дня с другой стороны, активно внедряя в сознание людей новой идеологии.