Литература 80-х годов СССР


Литература 80-х годов СССР

Общая характеристика литературы 80-х годов СССР

В 80-е годы в советской культуре произошло общее фокусирование на идее покаяния. Греховные мотивы побудили авторов к следующим видам художественно-образного мышления:

  1. Притча.
  2. Миф.
  3. Символ и другие.

После знакомства с творчеством Чингиза Айтматова, - в особенности его романа «Плаха», вышедшего в свет в 1986 году в журнале «Новый мир», - читатели начали размышлять, обсуждать и спорить, строя собственные догадки и основывая личную гражданскую позицию.

Чингиз Торекулович Айтматов

Рисунок 1. Чингиз Торекулович Айтматов

Новая литература 80-х отличается от предыдущих времён направлением новой концепции человека и мира, в котором он живёт, мира, в котором всё общечеловеческое и гуманистическое имеет больший вес, нежели социально-историческое. Советская литература тех времён открывает для себя новые жанры (детектив, фантастика) и как бы догоняет весь остальной мир в культурном вопросе. Таким образом, литература 80-х годов СССР прошла путь от психологизма до публицистичности, вплотную подойдя к мифу.

Одним из развивающихся жанров 80-х стал детектив.

Определение 1

Детектив — это литературный жанр, в произведениях которого совершаются и раскрываются преступления.

Так любимый в Российской империи, этот жанр потерял свою популярность вплоть до конца восьмидесятых годов. Именно под конец 80-х появилось множество частных издательств, владельцы которых понимали, что детективная литература может приносить большую прибыль. Книжные прилавки магазинов, вокзальные киоски и столики у станций метрополитена стали ломиться от детективов — как переводных, так и отечественных.

С середины 80-х «железный занавес» поднимается, и в страну мощным потоком врывается западная фантастика. Советская фантастика стала постепенно превращаться в часть мировой, принимая общие правила игры. А они таковы: чёткое разделение литературы на фантастику и нефантастику — в прошлом. Она попадает в массовую литературу. Одним из первооткрывателей стала Ольга Ларионова со своим романом «Чакра Кентавра», повествующем о любви и славных приключениях космических рыцарей.

Знаковые произведения и писатели 80-х годов СССР

Популярностью в те времена пользовались произведения, которые рассказывали правду про СССР и про жизнь простых граждан. Одним из таких творений стал роман Владимира Дудинцева «Белые одежды», рассказывающий о разгроме советской генетики в конце 40-х. Но самый большой успех ожидал романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», вышедшего в 1987 году в журнале «Дружба народов». История про Сашу Панкратова, прообразом которого автор считал самого себя, правильного комсомольца, согласного с партией, но всё-таки немного сомневающегося относительно её жесткой дисциплины, тронула не одного читателя.

Анатолий Приставкин, печатавшийся начиная с 60-х, получил настоящую известность лишь в 1987 году, когда была опубликована его повесть «Ночевала тучка золотая». Повесть про братьев-близнецов, сбегающих из подмосковного детского дома.

Творчество Людмилы Петрушевской, вошедшей в литературу как драматург, в предшествующие десятилетия часто запрещалось цензурой. Но к середине 80-х ситуация изменилась, и Петрушевская стала одним из самых популярных современных драматургов. Широкую известность получила её повесть «Свой круг» о жизни компании друзей-интеллектуалов, одной из которых является неизлечимо больная героиня, выясняющая об измене мужа и о его ребёнке от другой женщины.

Людмила Стефановна Петрушевская

Рисунок 2. Людмила Стефановна Петрушевская

Алексей Слаповский стал одним из немногих писателей своего времени, которому удалось найти собственный стиль и манеру. Начинал он как драматург, опубликовав в журнале повесть «Бойтесь мемуаров». Во всех его произведениях последовательно разработана одна идея: текст влияет на человеческую жизнь, изменяя её.

Владимир Маканин, выпустивший свой первый роман в 1967 году, добился настоящей известности именно в 80-е. За главную тему он всегда брал глубинную сущность человека, до которой можно добраться, лишь сняв все будничные повседневные напластования. В своём романе «Один и одна» Маканин стремится подчеркнуть, что человек рождается один, живёт один и умирает один, цепко храня то, что составляет его неповторимую личность.

Поэзия в 80-е годы ХХ века

В конце двадцатого века поэзия представала в причудливом единстве разных жанров. В тот период поэты-реалисты жили бок о бок с модернистами и постмодернистами, которые свободно предавались поэтическим экспериментам. Возродились школы Серебряного века такие как футуризм, акмеизм, заново появился интерес к декадансу.

Определение 2

Декаданс — культурный упадок в литературе и искусстве конца XIX— начала XX века, характеризующийся формализмом и индивидуализмом.

Получает активное развитие авангардное направление, которое не прижилось в более ранние советские десятилетия. Таким образом, конец 80-х годов некоторые литераторы оправданно называют эрой Возрождения русской поэзии.

Всё ещё существует и развивается реализм, который продолжает классическую направленность русской поэзии. Нельзя сказать, что у поэтов-реалистов была своя «школа», скорее наоборот, они работали в независимости друг от друга, но в их работах прослеживаются также и общие тенденции, что в некотором роде всё-таки позволяет объединить их в один жанр.

Среди поэтов-реалистов числятся такие имена, как:

  1. Владимир Корнилов.
  2. Олег Чухонцев.
  3. Белла Ахмадулина.
  4. Александр Кушнер и другие.

Владимир Николаевич Корнилов

Рисунок 3. Владимир Николаевич Корнилов

Также развивались в области поэзии и концептуализм (Дмитрий Пригов) с матереализмом (Алексей Парщиков, Иван Жданов). Концептуалисты заявляли о независимости от языковых стандартов, основной целью считая разрушение социалистического реализма. А материалисты создавали сложные и многомерные вселенные, введя новое понятие — «метаметафоры», которое связывало прямое и переносное значение метафоры в классическом понимании.

Восьмидесятые годы для советской литературы запустили новый этап её развития. Многие авторы, чьи произведения в годы «оттепели» и «застоя» запрещались, наконец-то смогли творить открыто, появились новые жанры, советскому читателю открылся мир зарубежной литературы. Такому настроению несомненно способствовала «перестройка» и смягчение партии относительно культурного вопроса.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :