Исторический период, наступивший после смерти Сталина, принято обозначать термином «оттепель».
Данное слово, впрочем, годится не только для описания «хрущевского» правления, так как «оттепель» коснулась помимо политики ещё и литературы. Да и сам термин появился благодаря одноимённой повести Эренбурга. В те времена общественно-политическая ситуация в стране во многом влияла на культурные аспекты жизни, и хоть смерть Сталина и способствовала «оттепели», в реальности руководители партии до сих пор пытались всячески подчинить творческую элиту своему влиянию. Искусство в целом и литература в частности должны были не столько принадлежать народу, сколько нести чёткую идеологию для граждан социалистического государства.
Хрущёв строго контролировал деятелей искусства, то изредка предоставляя им возможность почувствовать ветер свободы и перемен, то жёстко напоминая о границах дозволенного. Политическая неприязнь, обрушившаяся на творение Пастернака «Доктор Живаго», самоубийство Фадеева, который не смог смириться с тем, что его творчеству суждено находиться под вечным контролем партии, арест рукописи романа «Жизнь и судьба» Гроссмана – всё указывало на невозможность для советских писателей выражать свои мысли открыто. Читателей в свою очередь тоже больше волновало не то, хорошо или плохо написано произведение, а то, на сколько оно соответствовало идеологической линии партии. Как раз тогда и появилось знаменитое выражение, характеризующее отношение читателей к литературе: «Роман я не читал, но считаю…»
Однако нельзя сказать, что прогресс отсутствовал вовсе. Многие достижения отечественной литературы появились именно в период «оттепели», обозначив новый этап развития. Так именно в этот период:
Среди авторов, творчество которых пришлось на период «оттепели», насчитывается множество талантливых писателей и поэтов. Обращая своё внимание на самых ярких их представителей, упомянем имя Василия Семёновича Гроссмана, творчество которого претерпело существенные изменения: от романтических идей касательно революции и советского государства до критики вышеперечисленного. Его знаменитый роман «Жизнь и судьба», который некоторые приравнивают к эпопее Толстого «Война и мир», повествует о годах Великой Отечественной войны. Как и Лев Николаевич, Гроссман рассматривает своих главных героев и сюжетные линии через призму войны. Он говорит и о насилии, и о покорности, говорит открыто, без страха, ведя бой за идею свободы и многообразия жизни. Видимо, именно этим и зарабатывая себя штрафные очки в глазах партии.
Рисунок 1. Василий Семёнович Гроссман
Василий Шукшин – ещё один талантливый писатель, облагородивший литературное наследие шестидесятников такими своими произведениями, как «Думы», «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Земляки», «Одни» и т.д. В самом начале своего творчества он упивается описанием некоего человека из народа, простого, но сильного, который умеет и работать на славу, и чувствовать открыто и искренне. Герои же более зрелого Шукшина становятся на распутье, задаваясь вопросом: «Для чего всё это?» Они вместе с их создателем ищут покой, противостоящий суете. Шукшин обращает внимание читателей не на лиричность, а на характеры персонажей, открывая огромное количество человеческих типов.
Сергей Довлатов, известный своим читателем тем, что практически все его литературные произведения основываются на реальных событиях, тоже оставил внушающий след в истории советской литературы. Основными темами, которые он затрагивает в своём творчестве, являются симбиоз литературы с реальностью и абсурда с нормой. Эпичность в его текстах идёт рука об руку с абсурдом, и это оксюморонное сочетание выглядит вполне гармонично, а самое главное – оригинально, что и отличает стиль автора от всех остальных.
Перечисляя знаковых писателей 60-х годов, невозможно не упомянуть и следующих авторов и их произведения:
Мир поэзии «послесталинской» эры развивался ещё активнее, чем сфера прозы, и даже сейчас на слуху строки песен Высоцкого или стихотворений неподражаемого Евтушенко.
Начать, пожалуй, следует со всемирно известного русского поэта, обладателя Нобелевской премии и других не менее престижных наград – Иосифа Бродского. Его знаменитое в начале 60-х стихотворение «Я обнял эти плечи и взглянул…», преисполнено описательными и изобразительными элементами. Потрясающе отчётливая медлительность и неторопливость сочится из строк стихотворений «Большая элегия Джону Донну» и «На смерть Роберта Фроста». Поэзия Бродского включает в себя огромную широту проблемно-тематического диапазона, различные пласты и реалии человеческой жизни. Он своим творчеством снял языковые ограничения и запреты, обогатил и развил язык современной русской поэзии.
Рисунок 2. Иосиф Александрович Бродский
Наряду с произведениями Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского в начале «оттепели» были популярны стихи и такого поэта как Андрей Вознесенский.
Особенно остро воспринимая «оттепель», эти поэты, которых окрестили «шестидесятниками», смогли и наиболее точно описать её.
Искренний и сильный эмоциональный подъём, надежда на лучшее будущее и юношеский возраст, когда слова попросту не могут застревать в горле, из-за боязни осуждения, добавили свежести и лиричного пафоса их произведениям.
Николай Заболоцкий, который писал редко, но, как говорится, метко, оставив в качестве литературного наследства лишь один том своих стихотворений, да пару книг переводов, также является ярким поэтом того времени. Он весьма часто обращался к природе, как к основной теме своих произведений, разбавляя её мыслями о смерти и бессмертии, в последние годы жизни всё больше описывая человека в понимании личности и характера.
Прошедшая по стране смертоносной волной Великая Отечественная война обострила национально-историческое и социальное самосознание граждан и подняла многие вопросы. Так было положено начало новому этапу в литературе, а с приходом к власти Брежнева ситуация лишь улучшилась, даря знатокам слова не просто пустые надежды, но и уверенность в счастливой судьбе искусства будущего.