Понятие «запрещенная литература» особенно популярным стало в эпоху сталинизма и после неё. Вместе с тем четкого определения этого понятия до сих пор нет.
Сталин постепенно ввёл цензуру для контроля формирования нужной ему идеологии и в особенности поддержки его курса власти.
Вследствие цензуры произведения, содержащие критику или насмешку над идеологией или выбранным курсом власти, созданные для публикации широкому кругу читателей, становились запрещенными.
Понятие «запрещенная литература» тесно связано с понятием «цензура».
Цензура есть ограничение свободы слова, запрет на публикацию, ограничение чужого слова. Объектами цензуры являются художественные произведения (книги, фильмы), какие-либо события в сфере культуры, искусства, идеологии, политики.
Исторически цензура была управляющим органом сбора налогов, цензоры имели право увольнять сенатора.
В Англии цензуру отменили в 1794 году, во Франции в 1830.
В России цензура появилась в конце XVIII века, отменена в 1990.
Виды цензуры:
Основанием для запрета является обычно ценностный аспект и представление определённой группы людей о правильности и неправильности суждений и представлений объекта.
Мерой советской цензуры можно считать понятия «военная тайна», «государственная тайна», «соцреализм», «антисоветская литература», вопросы «православия».
Основная функция цензуры – безопасность для автора, населения, государства.
Цензура наносит экономический вред, в связи с уничтожением объекта цензуры.
В СССР были уничтожены миллионы книг.
Одним из первых под каток цензуры попал М. А. Булгаков, к нему присматривались, была изъята повесть «Собачье сердце» и дневник (1926), возвращена в 1929 году, возвращенный дневник писатель уничтожил сам. Затем Б. Пильняк «Повесть непогашенной луны» (1928), которая изымалась и все экземпляры уничтожались.
Давление на писателей с целью получения политически полезного продукта, нежели эстетически значимого образа человека в настоящем, привело к двум тенденциям: настаивание на сохранении традиций (большинство авторов за это поплатились жизнью или эмигрировали) и приспособление к новым условиям, порождая самоцензуру. Самоцензура приводила к созданию произведений по заказу, согласно идеологическим установкам в ущерб эстетической, художественной, гуманистической ценностям литературы.
Даже просоветские писатели и поэты исключались из «друзей» Сталина арестовывались, расстреливались, или попадали в немилость иными способами (например, Д. Бедный).
Одновременно с этими явлениями развивалась ещё одна тенденция в форме борьбы с цензурой – это распространение рукописей талантливых писателей набранными на машинке, откопированными, в списках, в фотографиях и иными способами, получившими название самиздат – издание произведений внутри страны и тамиздат – издание за границей.
Расцвет самиздата приходится на 50-е годы ХХ века. Исчезновение самиздата произошло после начала публикаций всей запрещённой литературы с 1991 года.
Следствием цензуры становится возникновение неофициальной литературы, андеграунда, субкультуры.
Если цензура порождает закрытое общество, значит, она действует против социума.
В советское время был выбран главенствующим эпический род литературы, а лирика Есенина была неактуальной.
Трагедии и трагическое было исключено из творчества писателей, на место трагедии пришла «оптимистическая трагедия», когда гибель героя была во благо партии.
Для государства становится важным героизм, подвиг. При этом подвиг в сознании людей на самом деле чудо. Так возникает разрыв между личностью и реальностью.
Герои становятся богами, возникает новая религия.
Тоталитарная система есть способ подавления свобод и личности.
Ещё одна тенденция борьбы с цензурой. Некоторые авторы, используя академизм, пародировали какие-либо явления жизни. Или с помощью приёма наложения определённого количества текста высказывали скрытую авторскую позицию. Уровень цензоров не соответствовал для более глубокого понимания и прочтения произведений, поэтому произведения публиковались. Такой линии придерживался журнал «Новый мир».
Таким образом, цензура создавала запрещённую литературу, из чего возникало сопротивление ей либо в завуалировании публикаций, либо в создании иных обществ и способов издания. В то же время отдельные исследователи считают, что умеренная цензура способствует росту высокой культуре, а отсутствие цензуры ведёт к заметному падению культуры.
Здесь указаны запрещённые произведения и год первой публикации в СССР или России:
Основная причина запретов: контрреволюция в содержании, антисоветские идеи.
Можно выделить группу поэтов, которых явно не запрещали, а просто не публиковали.
Не рекомендованные стихи:
В. Маяковский запрещён не был, однако в его творчестве имеются стихи с нецензурными словами (1916), вследствие чего даже в наше время их возможно прочитать только по достижении 18 лет. В. В. Маяковский эти стихи не публиковал, однако они были известны, благодаря его выступлениям.
В настоящее время ни у кого не вызывают сомнений все выше названные авторы, чьи произведения являют собой несомненный талант и абсолютную художественную ценность. За каждым именем своя трагическая история.
Таким образом, в условиях тоталитарной системы СССР и жёсткой цензуры возникает много запретов по идеологическим причинам, ведущим в худшем случае массовой гибели авторов, в лучшем случае - массовой эмиграции, а также созданию подпольных социумов и способов издания и распространения литературы под запретом.