Есть ли месть в русской литературе


Есть ли месть в русской литературе

Для начала выясним суть понятия месть, чтобы определить, есть ли месть в русской литературе.

Определение 1

Месть – ответное действие на совершенную несправедливость.

Есть мнение, что месть – чувство, отмщение – процесс, возмездие – результат.

На наш взгляд, ближе к истине будет всё-таки иной смысловой ряд в определении понятия: месть – индивидуальна; возмездие, кара носит иррациональный, вне- или над-индивидуальный характер.

О смысле мести рассуждают разные учёные:

  • литературоведы,
  • социологи,
  • философы.

Некоторые считают месть бессмысленной, так как причиненный вред не исправить местью.

Существует мнение, что в литературе всегда присутствует тема мести.

Однако постановка вопроса нашей статьи предполагает примерно такое рассуждение: литература, будучи искусством слова, не может быть носителем, содержанием или проявлением мести, так как искусство – всегда созидающее начало, в то время как месть – проявление агрессии, разрушающее начало, то есть прямо противоположное целям и задачам литературы.

Вместе с тем, если месть рассматривать как объект изображения и изучения человеческой природы, то ничего противоречащего задачам искусства не будет, так как даже безобразное в искусстве выполняет эстетические цели.

Замечание 1

Любопытно мнение, что месть - удел людей с пустой жизнью. У людей с продуктивной жизнью месть – явление редкое и зависит от величины нанесённого вреда.

Рассмотрим примеры мести и её способы выражения, удовлетворения, которые писатели рассматривают в различные периоды развития литературы.

Литература ХIX века

А. Грибоедов. «Горе от ума».

Чацкий кричит: «Карету мне, карету!» с тем, чтобы искать уголок для своего оскорбленного чувства, то есть Чацкий мстить не собирается, будучи оклеветанным и оболганным, что раскрывает его как слабого человека, готового простить оскорбление.

А. С. Пушкин. «Выстрел».

Сильвио отомстил годами ожидания и проявил милосердие к графу и его жене. Граф вел себя достойно, с готовностью погибнуть, что, вероятно, и послужило свершению акта милосердия вместо отмщения, с оставшейся для назидания памяткой (дважды простреленная картина).

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

Печорин отомстил Грушницкому за то, что тот смалодушествовал и не признался в совершенной подлости, не пожелав честного поединка с одинаково заряженными пистолетами, был готов стрелять в безоружного. Доктор Вернер, друг Печорина, не одобрял поступка Григория Александровича, однако дело замял, скрыв факт дуэли.

То есть, по сути, месть за малодушие, здесь оправдывается предыдущими выходками Грушницкого, оскорбляющего Печорина за глаза.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Ещё один вид мести рассматривается в повести: Тарас Бульба мстит за смерть Остапа полякам. Автор рисует характер человека, потерявшего все и жестоко мстящего. В данном случае это пример кровной мести, за которую герой всё-таки поплатился, будучи пойманным и сожженным, как те селения, в которых он справлял поминки по Остапу. Получается, здесь наблюдаем месть «око за око», мстил Тарас Бульба и ему отомстили, забрав жизнь жестоким медленным способом.

Л. Н. Толстой. «Война и мир».

Мстительные чувства охватывают главных героев романа, но с разной степенью интенсивности.

Князь Андрей стремится найти и убить Анатоля Курагина за неудачное похищение Наташи Ростовой. При этом он иногда ловил себя на мысли, что не слишком активно ищет его, что Анатоля всегда как-то успевают предупредить, и понимает, что чувство мести его несколько вяло. Когда же судьба сводит их в одной палатке с ранеными в минуту, важную для отечества, князь Андрей вдруг понимает, что есть евангельское прощение, о котором всегда говорила его сестра, и он впервые понял смысл этого прощения, глядя на страдания Анатоля, у которого только что отняли ногу.

Пьер Безухов, долго и терпеливо сносивший оскорбления и намеки Долохова, взрывается, испытывая гнев, унижение, чувствуя себя оскорбленным и вызывающим поведением, и словами Долохова, произносит слова вызова, чтобы отомстить ему, вступившему в связь с женой графа. Когда гнев Пьера прошёл, он был готов если не мириться, то сделать так, как будто ничего не было, и в то же время ему из-за неловкости удаётся ранить Долохова, как будто сам бог (автор) сниспослал возмездие за содеянное и получение удовлетворения главного героя даже против его воли.

Однако Пьер чувствует себя несчастным, что позволяет автору подчеркнуть духовно- нравственные ценности героя, способность к рефлексии и очищению через совершение действия, пусть и случайного.

Таким образом, действительно тема мести как объекта авторского исследования актуальна в каждом из произведений данного периода и если рассматривать и другие произведения, то в них также имеется данная проблема, однако рамки настоящей статьи не позволяют их все привести.

Литература ХХ века

Иное звучание темы мести в произведениях ХХ века.

Это праведная месть за предательство, трусость, которые караются так же, как и шпионство, расстрелом.

В данном случае мы ведем речь о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором Азазелло стреляет в барона Майгеля.

Мстительное удовольствие получает на сеансе чёрной магии Коровьев, а также любовница Семплеярова, высказывающая в лицо его жене нелицеприятные вещи. А та в свою очередь мстит неверному супругу и устраивает отвратительную сцену с избиением его зонтиком.

В полной мере задумывается и исполняется план мести Пилата, пытающегося сперва спасти Иуду из Кириафа, а потом отомстить за него при помощи Афрания и Низы. Пилат на самом деле прикрывает или оправдывает свою трусость. Кому он мстит? Ведь Иешуа «убил» он сам. На нем, Пилате, не прекратилась цепочка несправедливостей, начавшаяся с предательства Иуды.

Мстительное чувство за материнские страдания стремится вызвать автор у читателей в поэме «Реквием» Анны Ахматовой. Заглавие поэмы и ее эпиграф уже сами по себе – акт мести всех погибших, репрессированных, пропавших без вести с 1937 по 1953 годы.

В этот период литературы отражается проблема мести более обострённо, так как вместе с техническим прогрессом усовершенствовалось оружие, человек стал более беззащитным, уязвимым, как перед лицом войн, так и перед лицом тоталитаризма.

Литература ХХI века

В литературе ХХI века чувство мести мельчает. Ее изображение сводится к мелким чувствам местной шпаны. Такое впечатление складывается при изучении романа «Крестьянин и тинейджер» Андрея Дмитриева, а именно, сцены в кафе с матерящимся на все кафе хулиганом и пытающимся вступиться за окружающих главным героем Герой.

Конечно, данный момент не является исчерпывающим для литературы названного периода, поэтому актуальным будет дальнейшее изучение произведений этого периода.

Таким образом, месть в литературе существует как объект исследования человеческой природы авторами в своих книгах, а не как призыв поступать также.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :