Обращаясь к истории, мы замечаем, что в дореволюционный период такого направления, как духовная художественная литература не существовало. Имелась литература богослужебная и вероучительская, литература по Закону Божьему для учеников школ и гимназий, семинарий и так далее, но всё это никогда не связывалось с художественным направлением.
Причиной этому служит то, что вся русская литература тех времён была православна, даже если некоторые писатели и относились к религии довольно равнодушно. Особенно это характерно для литературы XIX века, когда авторы раскрывали картину русской жизни в своих произведениях так, как она есть, не скрывая её сути. Исключением можно считать некоторых писателей начала XX века, которые разделяли радикальные убеждения, касающиеся существующего в то время государственного строя и системы мировоззрения.
Разумеется, с наступлением советской эпохи, ни о какой художественной литературе так или иначе, связанной с религией, речь не шла. Однако настоящий писатель не может не касаться глубинных проблем общества, в котором он живёт. Темы нравственности и честности, справедливости и традиций волновали всех отечественных писателей.
В 1956 году выходит в свет сборник очерков Валентина Овечкина «Районные будни», и эта книга рождает после себя целое литературное направление «овечкинская проза», которое в свою очередь предваряет большое количество писателей 60-80-х годов, выступившими в роли родоначальников духовной художественной литературы. В своих книгах они писали о сохранении национальных традиций, о происхождении русского народа и многом другом.
Рисунок 1. Валентин Владимирович Овечкин
Русским писателям удалось отразить всю суть христианской веры на страницах своих книг. В них особо чувствуется духовность и мораль, читатель проникается самой душой автора.
Стоит упомянуть о «самиздате», благодаря которому в свет вышли многие запрещённые цензурой стихотворения, поэмы и даже романы. Существовала и его религиозная разновидность, где публиковались творения православных писателей и поэтов.
Самиздат — различные неофициальные и неподцензурные способы производства и распространения литературных произведений.
Духовная художественная литература полностью сформировалась как отдельное направление лишь в 90-е годы, когда появились религиозные периодические издания: газеты и журналы.
Множество людей знакомятся с религией благодаря чтению духовной художественной литературы, которая является перспективным направлением в православии. Реальные истории из жизни верующих людей заставляют переживать и сочувствовать персонажам, знакомят с религиозными обычаями, приобщая читателя к церкви.
Чтение духовной художественной литературы позволяет читателю вместе с героями произведений обретать веру, постичь истинное понимание событий. Такая литература помогает настроиться на позитивные мысли и служит некоторого рода инструментом психологии, который способствует выбору верного пути, поиску себя и помогает пережить тяжёлые жизненные моменты.
Значение христианского литературного наследия очень велико, к тому же, отследить его можно не только в религиозных произведениях, но и в большом количестве классической художественной литературы.
Трудно будет представить современное общество без влияния на него «Божественной комедии» Данте Алигьери, трагедий Уильяма Шекспира, романов Чарльза Диккенса и многих других беллетристических произведений.
Для многих людей церкви творчество писателей становится не просто чтением, но и основой для изучения жизни, ценным психологическим и нравственным материалом. Многие художественные произведения влияют на церковные догматы. Или же наоборот, некоторые произведения представляются им энциклопедией заблуждения, в которой перечислены человеческие пороки, страсти и грехи, так сказать, теоретический материал для изучения и понимания.
Рисунок 2. Иллюстрация к Аду «Божественной комедии» Данте Алигьери
XXI век предоставил читателю практически полный спектр жанров этого нового литературного течения, появилось множество писателей-священнослужителей и тех, кто к церкви не относится.
Хоть духовная художественная литература ещё и не до конца исследована литературоведами, в ней уже можно заметить наличие некоторых жанров, схожих с классической беллетристикой.
К таким жанрам относятся:
Среди писателей исторических романов с православной тематикой присутствуют имена Владислава Бахревского, протоиерея Николая Агафонова, Александра Сегеня, Марины Кравцовой и других.
Автобиография и документалистика отражаются в произведениях Олеси Николаевой «Небесный огонь», Ольги Иженяковой «Записки Дивеевской послушницы», сборнике рассказов священника Ярослава Шипова «Райские хутора», основанные на жизненном и духовном опыте.
Родоначальцей жанра фэнтези выступает Юлия Вознесенская. Её роман «Мои посмертные приключения», вобрав в себя многовековой христианский опыт, повествует о клинической смерти, о том, что переживает душа во время комы, и как человек может попасть в ад ещё при жизни, создав его собственноручно.
Рисунок 3. Юлия Николаевна Вознесенская
И всё же основное предпочтение среди духовной художественной литературы отдаётся писателями прозе о сегодняшнем дне, о жизни простого человека, о его взлётах и падениях, о поисках и о потерях. К авторам, пишущим на такие современные темы, относятся:
Занимая довольно незначительно место среди публикуемых художественных произведений, будучи далеко не равноценной по содержанию, духовная литература всё же существует. Православные авторы отдают дань уважения классической отечественной и зарубежной прозе и стараются следовать их образцам.