Детская литература в период СССР


Детская литература в период СССР

Детская литература в СССР развивалась согласно тем же периодам, что и история страны. Рассмотрим каждый этап.

20-30-е годы

20-е годы.

Теория детской литературы была разработана в царской России и, по мнению некоторых критиков, не требовала изменений.

Известным детским поэтом в этот период был Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков).

Всем известные и всеми любимые стихи поэта прорабатывались и их пытались или сократить, или переделать. В «Мойдодыре» (1923) в строках: «А нечистым трубочистам – Стыд и срам, стыд и срам…» видели насмешку над трудовым народом. В 1925 году запрещалась «Муха-Цокотуха» (ранее «Мухина свадьба», из-за аллюзий с принцем и принцессой, а также словом «свадьба»).

В 1926 году были подвержены критике детские стихи К. Чуковского «Одолеем Бармалея» (зачем детей пугать и искажение Отечественной войны), С. Я. Маршака «Багаж» (критика железной дороги, если в пути собачка подрасти успела), рассказ «Весна в лесу» А. Чаплыгина (упоминание тучки, похожей на шёлковое платье мамы, которого не может быть у рабочей или крестьянки).

В 1928 году, когда был сформирован государственный учёный совет под председательством Н.К. Крупской, была попытка запретить «Крокодил» К. Чуковского (1917). С этого момента началась в печати травля поэта и борьба с «чуковщиной». Не нравилось, что К. Чуковский изображал народ злым и трусливым, героев успешными и относительно состоятельными, то есть «буржуазным» слоем.

В функции этого совета входило разрешение или запрет на публикацию детских произведений. От окончательного запрета спас М. Горький, написав ответное письмо Н. К. Крупской в газете (М. Горький находился вместе с К. Чуковским в редакции «Всемирной литературы», однако препятствия к публикации были до 1991 года (после этого «Крокодил» выходил раз в 10, а то и 20 лет).

Н. К. Крупская, не имея специального образования, считала, что литература для маленьких должна быть простой и понятной, чтобы дети правильно понимали идеи воспитания в духе социалистических ценностей, в связи с чем волшебные сказки попадают под запрет.

То есть её подход был в духе социалистического критического «приукрашающего» реализма и прагматики. Поэтика с её приходом стала нормативной, однако произведения и авторы бунтовали, так как нарушался закон эстетики образа. А модернизм привнес в детскую литературу антипедагогические стихи, с которыми Н. К. Крупская также боролась.

Так, форма запрета позволяла манипулировать сознанием писателей, порождая страх, неуверенность, не собственно по причине содержания текста, а по причине необходимости подавления личности.

Замечание 1

В 1929 году К. Чуковский опубликовал отречение от своих сказок и от заповедей детского писателя, обещая написать книгу «Детская колхозия», но не выполнил его.

Сами запрещающие удивлялись, почему стихи Корнея Чуковского до того ритмичные, что быстро запоминаются и почему-то именно такие стихи нравятся детям, смешат их.

К. Чуковский до революции изучал особенности ритмики и детского восприятия, опубликовал соответствующую книгу.

По мнению Ю. Тынянова, К. Чуковский создатель детского комического эпоса.

30-е годы.

По мнению отдельных исследователей, советская детская литература начала своё развитие в этот период.

В 1935 году был создан сектор детских писателей при Союзе писателей.

В 1939 году создана комиссия по детской литературе, состоящая из 7 секций, каждую из которых возглавляли знаменитые детские писатели:

  • С. Я. Маршак,
  • А. Гайдар,
  • И. Ильин,
  • В. Шкловский и др.

В этот период К. Чуковский, С. Маршак заявили о перегибах по отношению к сказке в детской литературе, но выступить прямо против Н. К. Крупской никто не решился. Сама же Н. К. Крупская под давлением названных поэтов свои взгляды несколько смягчила.

Факт деятельности Н. К. Крупской имел печальные последствия для детской литературы, в связи с тем, что её последовали сужали все многообразие жанров и тем литературы для детей до реалистического подхода.

Росло влияние пионерской организации, которая учила как распознавать врагов советской власти.

40-60-е годы

Военное время.

Главной задачей в годы войны было изображение подвигов пионеров и комсомольцев, совершаемых ими на благо родине.

Одной из первых книг о подвиге была книга Лии (Елены) Яковлевны Ильиной, сестры С. Я. Маршака - «Четвертая высота», изданная по одним данным в 1945, по другим в 1946 году. В ней рассказывалось трагической гибели 19-летней актрисы, оставившей ребёнка, отправившейся на войну. Книга переиздается до сих пор.

Послевоенное время

Темы послевоенного периода:

  1. Труд в социалистической стране,
  2. Историческая тема,
  3. Жизнь подростков за границей,
  4. Школа,
  5. Пионеры.

Прекрасными книгами были книги В. Осевой, написанные в 1947-1949 годах: «Васек Трубачёв и его товарищи» в трёх частях о друзьях- пионерах в довоенное и военное время. Эти книги переиздаются до сих пор, так как написаны искренне.

В книгах все больше изображалось идеалистическое общество, оторванное от реальности, приоритет патриотизма, а любые недостатки, если освещались, то считались ошибкой идеологии автора.

Период «оттепели».

Произошла переоценка ценностей среди пионеров и комсомольцев, в связи с чем для исправления ситуации создавались произведения и звучали призывы в газете «Пионерская правда» о борьбе с хулиганством, обращение к внутреннему миру человека.

Виды публикуемой детской литературы:

  1. Классическая,
  2. Советская,
  3. Зарубежная.

В 1967-1969 годы создаётся две книги о девочке – Динке: «Динка», «Динка прощается с детством», автором которых является В. Осеева (1902-1969). Эти книги остаются по-прежнему актуальными и активно переиздаются.

В произведениях пропагандировалась дружба на благо коллектива и только платоническая любовь.

Журнал «Юность» публиковал письма читателей. Анализ этих писем современным исследователем показал, что из них брались только слова, поднимающие престиж советского государства, в отрыве от контекста.

В 1957 году в детскую литературу вновь вернулись произведения К. Чуковского, С. Маршака. При этом Н. К. Крупская подаётся как соратник М. Горького и защитница реалистической сказки.

70-90-е годы

В этот период продолжали публиковаться или переиздаваться всем известные детские писатели, которые состоялись ещё в 20-30 годы: С. Михалков, А. Барто, Е. Благинина, В. Катаев, Л. Пантелеев, В. Осеева, Н. Носов. И бывшие фронтовики со светлым восприятием мира и отражающие его в творчестве для маленьких детей: Б. Заходер, Я.Аким, Д.Самойлов, Р. Погодин.

Замечание 2

Б. Заходер – автор переводов книг о Мери Поппинс, Винни Пухе, Алисе в стране чудес.

Таким образом, детская литература, авторы детских книг испытывали сильное давление со стороны советской власти, требующей изображать определённую идеологию. Вместе с тем этот период оставил нам великолепнейшие стихи, переводы и другие жанры детских произведений, на которых до сих пор вырастает поколение за поколением.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :