Творчество М. В. Ломоносова являет собой систему разработанных им жанров, размеров, стилей и примеров соответствия классическим канонам. Новая система языка и стилей, предложенная академиком М. В. Ломоносовым, позволила ему создать лёгкие для восприятия и слуха произведения.
Лирика.
Ода - торжественное стихотворение, посвященное царственной особе, с воспеванием её достоинств, или событию, имеющему историческое и государственное значение:
«Гимн бороде» (1757) – сатирическое, высмеивающее духовенство стихотворение, запрещённое к печати. Поэт избежал наказания, благодаря Шувалову, находящемуся в Синоде. В ответ на этот гимн в печати появлялись анонимные ответы, порочащие М. В Ломоносова, в которых утверждалось, что поэт – пьяница и имеет «подлое» происхождение.
Сатира данного «гимна» усиливается противоречием между высоким жанром и низким предметом изображения.
В ответ на действия власти М. В. Ломоносов написал ещё одно стихотворение, высмеивающее действия Синода: «О страх, о ужас..».
Стихи:
Поэма: «Петр Великий» (50-е гг., не дописана, так как в связи с несовершенством системы классицизма, не хватало приёмов типизации).
Басни:
Писатель пробовал себя и в иных жанрах литературы.
Трагедии:
Эпическими можно считать письма академика различной тематики.
М. В. Ломоносов придавал большое значение истории и историческим событиям в своих произведениях, выражающих глубокую патриотичность.
Таким образом, М. В. Ломоносов разрабатывал жанры высокого и низкого стиля в литературе. Содержание его произведений является современным, в связи с типической проблематикой.
Классицизм
Классицизм предполагал четкость, отсутствие полутонов, строгое превалирование долга и морали перед чувством. Центральной темой классицистических произведений являлась история, историческое событие с государственным значением. Произведения характеризовались единством места и времени действия.
Поэтому жанрами классицизма являлись ода, трагедия, поэма. Оду как жанр разработал М. В. Ломоносов, трагедию А. П. Сумароков.
Поэзия
В поэзии М. В. Ломоносов усовершенствовал систему стихосложения с силлабической до силлабо-тонической, при которой в строке чередуются не только слоги, но и ударение (тон), согласно народным песням, живому языку. Сделал он это после теории Тредиаковского о силлабической системе и в её продолжение.
М. В. Ломоносов разработал систему поэтических размеров.
Двусложные (примеры из творчества академика):
Ямб - «НаУки Юношей питАют…» - 2,4,8 слоги Хорей - «МАстер в жИвописи пЕрвой» - 1,3,7 слоги
М. В. Ломоносов в своём творчестве использовал ямб в 98 % случаях, в остальных 2 % – все остальные размеры.
Поэт не использовал трехсложные размеры, только привёл их примеры в «Письме российского стихотворства».
Трёхсложные (примеры из «Письма российского стихотворства»):
Дактиль - вьЕтся кругАми змеЯ на тропЕ, обновИвшись в рассЕлине - 1,4,7,10,13,16 слоги Анапест - начертАн многокрАтно в бегУщих волнАх – 3,6,9,12
Стили для русской литературы.
М. В. Ломоносов разработал систему стилей, исходя из актуальности лексики живого и мало используемого языка, классифицировав лексику.
Стили предназначены для конкретных целей:
Благодаря этим стилям возникла единая литературная система.
Жанры.
Жанры разрабатывались М. В. Ломоносовым в соответствии со стилями и направлением в литературе:
Таким образом, вклад М. В. Ломоносова в развитие базы теории литературы остаётся актуальным и в наше время.
М. В. Ломоносов сам оформлял свои книги, зная основы книгопечатания. Он использовал в своих литературных работах для выделения литературной мысли особый шрифт.
Также с помощью шрифта он передавал различные чувства, например, патриотичность в надписи «Похвального слова Петру…», обращённой к России, выделенной курсивом.
Главной особенностью оформления книг М. В. Ломоносова было сочетание поэтического содержания и аллегорического оформления, что отражает эстетическую законченность получившегося произведения в книге.
Таким образом, вклад академика М. В. Ломоносова в литературу оказывается неоценимым как с точки зрения теории (разработки им классицистических жанров, поэтических размеров), так и с точки зрения эстетического и исторического значения его произведений (реализованной теории в собственном творчестве поэта).