Вклад М. В. Ломоносова в русскую литературу


Вклад М. В. Ломоносова в русскую литературу

Произведения М. В. Ломоносова

Творчество М. В. Ломоносова являет собой систему разработанных им жанров, размеров, стилей и примеров соответствия классическим канонам. Новая система языка и стилей, предложенная академиком М. В. Ломоносовым, позволила ему создать лёгкие для восприятия и слуха произведения.

Лирика.

Ода - торжественное стихотворение, посвященное царственной особе, с воспеванием её достоинств, или событию, имеющему историческое и государственное значение:

  1. Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года,
  2. Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 года,
  3. Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Елизаветы Петровны, 1747 года,
  4. «Утреннее размышление о божием величестве» (1743),
  5. Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния (1743).

«Гимн бороде» (1757) – сатирическое, высмеивающее духовенство стихотворение, запрещённое к печати. Поэт избежал наказания, благодаря Шувалову, находящемуся в Синоде. В ответ на этот гимн в печати появлялись анонимные ответы, порочащие М. В Ломоносова, в которых утверждалось, что поэт – пьяница и имеет «подлое» происхождение.

Замечание 1

Сатира данного «гимна» усиливается противоречием между высоким жанром и низким предметом изображения.

В ответ на действия власти М. В. Ломоносов написал ещё одно стихотворение, высмеивающее действия Синода: «О страх, о ужас..».

Стихи:

  1. «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» (1747)
  2. «Ночною темнотою покрылись небеса…» (1747)
  3. «Лишь только дневной шум замолк…» (1747)
  4. Разговор с Анакреоном (1757)
  5. «Случились два астронома в пиру…»

Поэма: «Петр Великий» (50-е гг., не дописана, так как в связи с несовершенством системы классицизма, не хватало приёмов типизации).

Басни:

  1. «О страх! о ужас! гром! ты дернул за штаны…» (1757)
  2. «Свинья в лисьей коже» (яркие образы басни),
  3. «Послушайте, прошу, что старому случилось…»,
  4. «Искусные певцы всегда в напевах тщатся…»,
  5. «Мышь некогда, любя святыню…»,
  6. «Услышали мухи…»

Писатель пробовал себя и в иных жанрах литературы.

Трагедии:

  • «Тамира и Селим» (1850)
  • «Демофонт» (1851)

Эпическими можно считать письма академика различной тематики.

М. В. Ломоносов придавал большое значение истории и историческим событиям в своих произведениях, выражающих глубокую патриотичность.

Таким образом, М. В. Ломоносов разрабатывал жанры высокого и низкого стиля в литературе. Содержание его произведений является современным, в связи с типической проблематикой.

Вклад в теорию литературы

Классицизм

Классицизм предполагал четкость, отсутствие полутонов, строгое превалирование долга и морали перед чувством. Центральной темой классицистических произведений являлась история, историческое событие с государственным значением. Произведения характеризовались единством места и времени действия.

Поэтому жанрами классицизма являлись ода, трагедия, поэма. Оду как жанр разработал М. В. Ломоносов, трагедию А. П. Сумароков.

Поэзия

В поэзии М. В. Ломоносов усовершенствовал систему стихосложения с силлабической до силлабо-тонической, при которой в строке чередуются не только слоги, но и ударение (тон), согласно народным песням, живому языку. Сделал он это после теории Тредиаковского о силлабической системе и в её продолжение.

М. В. Ломоносов разработал систему поэтических размеров.

Двусложные (примеры из творчества академика):

Ямб - «НаУки Юношей питАют…» - 2,4,8 слоги Хорей - «МАстер в жИвописи пЕрвой» - 1,3,7 слоги

Замечание 2

М. В. Ломоносов в своём творчестве использовал ямб в 98 % случаях, в остальных 2 % – все остальные размеры.

Поэт не использовал трехсложные размеры, только привёл их примеры в «Письме российского стихотворства».

Трёхсложные (примеры из «Письма российского стихотворства»):

Дактиль - вьЕтся кругАми змеЯ на тропЕ, обновИвшись в рассЕлине - 1,4,7,10,13,16 слоги Анапест - начертАн многокрАтно в бегУщих волнАх – 3,6,9,12

Стили для русской литературы.

М. В. Ломоносов разработал систему стилей, исходя из актуальности лексики живого и мало используемого языка, классифицировав лексику.

Стили предназначены для конкретных целей:

  • Высокий: для написания героических поэм, трагедий, од с использованием старославянизмов для духовных наставников, знати.
  • Средний: для написания научных книг, драм и стихов (элегий), эклоги (идиллии с использованием любовных моментов в пастушеских сюжетах) с использованием общих русских слов.
  • Низкий: для написания комедий, сатир, басен, песен, эпиграмм с использованием разговорных и просторечных слов.

Благодаря этим стилям возникла единая литературная система.

Жанры.

Жанры разрабатывались М. В. Ломоносовым в соответствии со стилями и направлением в литературе:

  • Ода, трагедия, поэма – для царей.
  • Комедия – для народа.
Замечание 3

Таким образом, вклад М. В. Ломоносова в развитие базы теории литературы остаётся актуальным и в наше время.

Значение оформления книги для понимания её литературного смысла

М. В. Ломоносов сам оформлял свои книги, зная основы книгопечатания. Он использовал в своих литературных работах для выделения литературной мысли особый шрифт.

Также с помощью шрифта он передавал различные чувства, например, патриотичность в надписи «Похвального слова Петру…», обращённой к России, выделенной курсивом.

Главной особенностью оформления книг М. В. Ломоносова было сочетание поэтического содержания и аллегорического оформления, что отражает эстетическую законченность получившегося произведения в книге.

Таким образом, вклад академика М. В. Ломоносова в литературу оказывается неоценимым как с точки зрения теории (разработки им классицистических жанров, поэтических размеров), так и с точки зрения эстетического и исторического значения его произведений (реализованной теории в собственном творчестве поэта).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :