Под народным христианством понимается особая народная религия, которая основана на специфическом синкретическом мировоззрении, которое сочетает в себе элементы различных религиозных традиций и течений.
Так, народное христианство включает в себя следующие мировоззрения и представления:
Важнейшей основой данных понятий являются понятия добра и зла, грехов, установление важнейших моральных принципов, которые также являются и религиозными. Некоторые ученые сравнивают народную религию с мифологией. Народная религия также воспринимается как отношение народа к религии. Говоря о заключительном определении данного понятия, необходимо указать на наличие такой трактовки, как совокупность понятий и взглядов относительно религиозных практик, которые существуют в обществе, у конкретных народов, исходя из предпочтительной формы религии.
По мнению Йодера, народная религия является сложным выражением институциональной религии, отношением общества к религии. Это определение выражает институциональность религии. По мнению Маттиаса Зика Варула, народная религия выступает в качестве особой формы общественных отношений, которые направлены на выражение общественных практик и верований «здесь и сейчас», в окружающей действительности.
В Европе народная религия и христианство длительное время изучалась как народный фольклор. Впервые данное понятие было использовано в 1901 году, когда изучалась немецкая община и ее структура, образ жизни ее членов. Основное внимание было сосредоточено также на совместной деятельности общин.
Народное христианство рассматривалось в качестве формы народной религии. У приверженцев народного христианства имелись следующие задачи:
Данная религия несколько отличается от всех синкретических, причем данную грань можно очень четко проследить. В частности, народная христианская религия перекладывает функции персонажей из мифов и сказаний на христианских персонажей. Например, понятие такого божества как Перун и его функции, в христианстве были отождествлены с другими божествами.
Многие из народных христиан верили в духов предков, существование потусторонних сил, верховных богов и дьявола или Шайтана. Так, чуваши верили в существование так называемого Верхнего мира, то есть мира добрых сил, а также в существование Нижнего света, то есть мира злых сил.
Согласно чувашскому христианству по-своему, весьма специфично отождествлялась структура Богов со структурой общества. Например, согласно верованиям небесный бог Тур был верховным божеством, первоначально другие божества почитались наравне с ним. В последующем он стал единовластным самодержцем, а именно Высшим и верховным богом (асла тура и султи тура). Имелись и другие божества, например, бог Кебе, который занимался человеческими судьбами и предопределял их. Кроме того, был Пихампара, который мог наградить людей какими-либо людскими качествами, например, храбростью, харизмой, чувством юмора и т.д. Существовал добрый дух наподобие домового, который именовался не иначе, как Тавам, он заседал в жилище и всячески помогал хозяину.
Были и злые духи, которые проживали в бездне. Среди них был бог мрака – Шайтан, он был главной злой силой и находился в хаосе. Непосредственно от него также произошли другие божества:
Согласно понятию народной христианской религии народ имеет своеобразную религиозность. Это особая схема, которая укоренилась в сознании людей, она противопоставлена так называемой элитарной религии. Многие ее понятия воспринимаются как особая религия, связанная с «чистыми» нормами. Многие канонические или официальные нормы сопоставляются с высокими слоями. Согласно достаточно устойчивой системе стереотипов относительно традиций и устоев религии она представляет собой поле для экспериментов проявления народности. Нормативы здесь соприкасаются с эмоциями.
Особенно эмоциональными являются женщины в сфере религии, отличаясь конкретностью, буквальностью, а также импровизацией в ряде сфер. Магии придается особое значение, представители народной религии верят в целительство, а не в медицину, в удачу и в приметы. У них имеются как письменные догмы, так и устные. Нередко возникают противоречия между различными группами, которые не выдерживают критики чистой религии.
По сути, народная религия представляет собой разноголосье религий, ведь у каждого народа может быть свое представление о религии. Оно может быть связано с местностью, на территории которой проживает народ, с природными условиями и особенностями (вечная зима или лето), с традициями, формировавшимися тысячелетиями, а также с менталитетом народов и социальных групп.
Для небольших социальных групп религия представляет собой воздух, пронизывающий все сферы жизни. У разума имеются идеи, и все они оправдываются или опровергаются религией, что является вполне обоснованным явлением. Религия способна придать смысл каждому движению человека, стать неосязаемой, но важной материей для него. Говоря о понятии религии, необходимо вполне рассудительно изучать ее основные понятия, с научной точки зрения и с философским подходом. Необходимо отметить, что несмотря на взаимосвязь данных явлений, следует помнить и об их различиях.