Эмпатия представляет собой эмоциональный отклик одной личности на переживания другой, что проявляется в выражении понимания, сочувствия и сопереживания.
Для того, чтобы взаимодействие было успешным, оно должно носить эмпатический характер. Умение наладить эмпатическое взаимодействие особенно важно в таких социальных профессиях, как психолог, педагог, социальный работник, врач и др.
Под эмпатическим взаимодействием понимается контакт двух или более лиц с включением в процесс общения эмпатийной реакции, что влечет изменения в поведении, отношении или установок хотя бы одного из участников контакта.
Влияние на процесс взаимодействия оказывают внешние и внутренние факторы. Ко внешним факторам можно отнести ситуацию общения, обстановку общения, личность собеседника, социально-психологические особенности коллектива, наличие общей темы разговора у партнеров по общению. Ко внутренним факторам можно отнести умение слушать, что говорят другие, а также индивидуальные особенности личности.
Умение слушать сопряжено с произвольным сосредоточением внимания. Для развития данного навыка необходимо соблюдать ряд правил:
Без эмпатии невозможно достижение взаимопонимания сторон коммуникативного взаимодействия. Личность, вступающая в диалог, должна иметь такие потенциальные характеристики, как проявление терпимости к выражению эмоций со стороны другого человека, способность к глубокому проникновению в субъективный мир другого, готовность адаптировать свое восприятие социального окружения к восприятию другого человека.
Эмпатия предполагает развитие такие внутриличностных качеств, как доверчивость, милосердие, доброта, сочувствие, желание помочь другому.
К. Роджерс определял эмпатическое общение как умение входить в личностный мир другого и пребывать в нем «как дома». Однако это временное погружение во внутренний мир другого должно носить деликатный характер без оценивания и осуждения. Для проверки полученных путем эмпатии впечатлений Роджерс рекомендует частое обращение к самой личности и внимательное прислушивание к ее ответам. В определенной степени высокая способность к эмпатии означает умение оставлять свое «я» и полностью сливаться с мыслями и чувствами собеседника. В эмпатическом общении на первый план выходит открытость, а такие качества, как эгоцентризм или самолюбие, уходят на второй план.
В литературе можно выделить следующие принципы эмпатического общения:
В профессиональной работе психолога эмпатия является залогом установления доверительных отношений между психологом и клиентом, что способствует более быстрому и эффективному решению психологических проблем. К. Роджерс сформулировал пять реакций психолога в диалоге с клиентом:
Эмптическое взаимодействие является ключом к эффективному общению, однако большую роль в нем играют психологические установки и индивидуальные особенности самой личности, такие как возраст и пол, отношение к природе, культуре и другим людям, уровень интеллектуального развития, легкость в установлении социальных контактов и т.д.