Общение - это специфическая форма деятельности, которая охватывает взаимодействие между людьми, в ходе передачи информации, трудового сотрудничества, обмена опытом и способностями, эмоционального самовыражения.
Общение представляет собой сложную и разноплановую форму взаимодействия между людьми. Любые внешние проявления человека, протекающие в присутствии других людей, несут определенную информацию, посыл окружающим, и уже сами по себе создают процесс общения. Однако взаимодействие не ограничивается невербальными проявлениями. Человеческое общение опосредовано языком, как инструментом хранения и передачи информации, благодаря чему оно несет в себе куда больший потенциал, чем общение других высших млекопитающих.
Общение сопровождает человека всю его жизнь, с самого момента появления на свет. Именно благодаря общению, как форме взаимодействия человека и социума, личность социализируется, усваивает нормы и правила общества в котором живет, приобретает знания и трудовые навыки, самоактуализируется.
Так как феномен общения охватывает любые формы межличностного и социально-индивидуального взаимодействия, список его функций весьма обширен. В зависимости от похода выделяют различные типологизации функций общения.
Б.Ф. Ломов в рамках системного подхода выделяет три функции общения:
Формирование, передача и усвоение информации происходит в благодаря информационно-коммуникативной функции. Она имеет несколько уровней, которые различаются глубиной и содержательностью контакта. Первый уровень предполагает простой обмен информацией с целью выравнивания уровня осведомленности коммуникаторов. Второй уровень предполагает специально-организованную передачу информации (например в учебном процессе), а также доведение информации о принятии решений (в управленческой деятельности). На третьем уровне реализуется личностная направленность в общении: оценка результатов коммуникации, выработка коммуникативной позиции, выражение эмоционального отношения.
Адаптация поведенческих паттернов личности происходит с помощью регуляторно-коммуникативной функции. Этот процесс направлен одновременно в обе стороны - как общество, через различных людей, влияет на поведение личности, приспосабливая его под нормы и ценности конкретной социальной группы, так и личность модифицирует поведение окружающих ее людей. Регуляция может иметь непосредственный характер, как например при воспитании, так и опосредованный, через манипуляции.
Особенности аффективной манифестации личности находят свое отражение в эффективно-коммуникативной функции. Через эмоции личность выражает свое отношение к тем условиям и результатам, которые сопровождают процесс общения, его участников и содержание. Кроме того само общение оказывает мощное воздействие на эмоциональное состояние личности, позволяет влиять на него в значительной степени, что лежит в основе любого манипулятивного воздействия.
Л.А. Карпенко выделял следующие функции общения в зависимости от его цели: