Группы разного характера издавна относятся к объекту социально-психологического анализа. Чтобы совокупность людей, считалась группой социально-психологической системы, они должны обладать такими единствами, как общее место, где будет находиться их группа, время и действия. Действие в обязательном порядке должно быть общим. Взаимодействие людей между собой, должно присутствовать в каждом индивиде и вырабатывать сформированное чувство «мы», чтобы быть полноценной социальной группой.
Групповое поведение – это когда, люди объединены одним общим делом, целью или задачей, должны осознавать и отдавать отчет своим действиям, т.е. поведению.
Когда за человеком закреплены конкретные социальные функции, он является членом многочисленных социальных групп, и его формирование как индивида включается во все группы. Индивид – это центр группы, а значит он имеет прямое влияние на саму группу. Из этого всего следует, что у личности есть два следствия, таких как: определение объективного места личности в целой системе социальной деятельности группы и имеет почет в формировании новых личностных сознаний. Личность непосредственно включается в систему взглядов, представлений, норм и многочисленных ценностей группы.
Удовлетворительное обеспечение в группе тех или иных потребностей общества в целом и по отдельности каждого человека.
Рассмотрим несколько функций групп, которые выделял американский социолог Нейл Смелзер:
Социальная психология имеет значимое разделение групп на условные и реальные. Сосредоточенность пала на исследования реальных групп. В реальных группах могут существовать такие группы, которые выстраивались за счет общепсихологических исследованиях – это реальные лабораторные группы. И есть существующие группы, которые отличаются реальным естеством.
Начало века, было ошеломляющим в том, что американский психолог Чарльз Хортон Кули внес свой вклад разнообразия в человеческие общества и ввел два подразделения как первичные и вторичные группы.
Также нередко можно услышать такое подразделение как формальные и неформальные группы.
Формальные группы – относятся к внешним факторам, где регламентация имеет официальную структуру группы. Неформальные группы – спонтанное поведение группы лиц, которых объединит на некоторое время какая-либо ситуация.
Самый важный и решающий фактор, это определение свойств группы по ее размеру и численности людей. По данному критерию происходит отбор естественных больших и малых групп.
Большие группы в социальной психологии имеют две стороны, такие как: солидная традиция исследования (условная группа) и организованная группа, которая существует довольно долго, но ее звено слабое, так как в социальной психологии, является в качестве объекта исследования.
Малая группа занимает особое место в широком перечне разделов современной социально-психологической науки. Ее можно отнести к старейшей разработке, но все же является интенсивной разрабатываемой областью в социальной психологии. Малые группы можно расклассифицировать таким образом: лабораторные и естественные; организованные и спонтанные; открытые и закрытые; стационарные и временные; группы членства и референтные группы.
Отечественная психология на сегодняшний день, может поделиться пятью основными подходами к разработке групповой проблематике:
Организационное поведение – это наука, которая изучает поведение людей в организациях, где целью является использование практических навыков, полученных из знаний о повышении эффективности трудовой деятельности человека.
Основой данного поведения является социально-психологический метод управления.
Социально-психологический метод – это управляющий метод, который основывается на базе социально-психологических факторов, направленных на управление социально-психологическими процессами, где главной целью будет в достижении поставленных приоритетов перед организацией.
Факторы, которые влияют на организационную деятельность: макроэкономические (экономика в стране, география); микроэкономические (уровень финансового состояния личности); социально-культурная среда (менталитет, особенности образования); правовая среда (действующее законодательство).
Организационное поведение – это изучение систематического поведения и отношения людей внутри организации.
Поведение людей в организации изучается не случайно, так как функциональность организации заключается в эффективности поведения сотрудников и культуры внутри организации. Человек по своей натуре индивидуален, отношение и поведение сотрудников в организации можно объяснить и предсказать, благодаря трем уровням, индивидуальном, групповом и организационном. Основные элементы в отношениях организации заключаются в общении и общей деятельности.