Самосознание – это высшая форма развития сознания личности, направленная на формирование представлений о самой себе, отражение внутренней психической деятельности.
Самосознание представляет собой эволюционно-новый уровень развития психического характерный прежде всего для человека. Появление самосознания играет важную роль в развитии высших психических функций, в формировании сложных социальных структур и отношений, а также способности человека включаться и адаптироваться к этим структурам.
Самосознание многокомпонентный феномен, направленный на осуществление различных функций. Так, например, В.С. Мерлин выделяет четыре компонента самосознания. Сознание своей тождественности позволяет личности идентифицировать саму себя, соотносить себя- «настоящего», с собой- «вчерашним» и собой- «завтрашним», что обеспечивает преемственность и целостность психических процессов, устойчивость образа «Я». Понимание собственной субъектности, т.е. признание себя в качестве деятельного начала является залогом формирования волевого и мотивационного компонента личности, принятия ответственности за собственные действия, складывания локуса контроля. Осознание собственных психических свойств и качеств предваряет понимание индивидуальности, выделения себя из социальной общности, сравнения «я-другой».
Система социально-нравственных самооценок направлена на само регуляцию личности ее проявлений, прежде всего в социуме, но также и вне социального взаимодействия. Опираясь на систему оценок личность формирует образ «идеального Я», который становится целью ее развития и либо способствует движению личности вперед, либо напротив оказывает подавляющее воздействие из-за непреодолимых разногласий с «Я-реальным».
В процессе своего развития самосознание проходит через уровни, характеризующиеся качественно различным содержанием и функционированием:
Самосознание выступает качественным критерием отличия человеческой психики от психики животных. Это связано с тем, что самосознание не является врождённым психическим образованием и его формирование невозможно без нахождения личности в социальной среде.
Так, например, широко известны случаи появления детей-«маугли», которые воспитывались животными. Помимо значительного отставания в психическом развитии от детей, воспитывающихся в человеческом обществе, для них было характерно отсутствие самосознания, несмотря на наличие сознательного плана.
Необходимым условием развития самосознания выступает «другой», т.е. человек через реакции которого личность будет выстраивать образ собственного «Я», сначала на основании его оценок, а затем через критический поиск отличий и соотношение «Я-окружающие». В нормальных условиях первым фактором формирования самосознания выступает семья, малое социальное окружение ребенка, которое уже с самого момента рождения воспринимает его как личность, формирует отношение и дает оценки.
Значительный фактором, детерминирующим самосознание выступает культурно-историческая реальность, в которой развивается личность. Осваивая и присоединяясь к культурному наследию своей семьи, населенного пункта, нации, страны, ребенок не только формирует этническую идентичность, но и закладывает определенную структуру взаимоотношений с миром и социумом, воспринимает систему ценностей, которые будут влиять на цели его деятельности, мотивации достижения и самоактуализации.
Другой линией идентификации выступает присоединение себя к какой-либо социальной группе. Чем более гетерогенным оказывается окружение личности, чем ярче выражены противоречия между социальными группами, тем более выпукло проявляются черты групповой идентификации, поиски своего места в обществе, отстаивания классовых прав и ценностей.
Оценка самосознания личности может производится при помощи большого арсенала психодиагностических методик, в зависимости от целей исследователя. При решении теоретических проблем богатый материал о структуре и содержании самосознания позволяют получить качественные методы оценки, такие как нестандартизированные отчеты или метод репертуарных решеток. Они предоставляют респондентам максимальный простор для самовыражения, позволяя получить непосредственные результаты их представлений о себе. Данные методы дают возможность получить феномены, не укладывающиеся в рамки устоявшихся представлений о самосознании, углубить существующие знания.
При решении прикладных задач наиболее рациональным выбором будут опросники самосознания. Они обладают уже встроенной исследователями структурой шкал-качеств, по которым производится оценка респондента, что позволяет получить надежные, ясные и конкретно интерпретируемые результаты. Данные опросников лают возможность выявить проблемные точки самосознания респондента, отталкиваясь от которых могут строится консультативные/терапевтические мероприятия.
Наиболее известными являются следующие методики: