Уровни и структура самосознания


Уровни и структура самосознания

Проблема определения критериев самосознания в философии

Одной из вопросов философии является – проблема определения критериев самосознания. Многие философы трактовали по-своему:

Бехтерев В.М. считал, что простейшее самосознание в формировании ребенка первоночально сознанию. Оно ясно и отчетливо имеет представления о предметах. Самосознание в его простой форме заключается в неясном чувствовании своего существования.

Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л. предпологали, что самосознание – это период развития сознания, который подготовлен развитием речи и произвольных движений, рост независимости, а также изменениями в отношениях с окружающей его действительностью.

Зигмут Фрейм в своем психоанализе писал: процесс возникновения самосознания – это процесс индивидуального отделения от матери; дискомфорт, который вызван теми или другими соматическими процессами, понижается у ребенка; в соответствии этому ребенок принимается выделять из прочего мира мать, а себя отгораживать от матери.

По мнению Кона И.С., Шпрангера Э.. период возникновения сознательного Я постепенно ни формируются его некоторые компоненты. Необыкновенные проявления самосознания – это возникновение рефлексии, осознание своих аргументов, моральных конфликтов, нравственной самооценки, оптимизация внутренней жизни.

Уровни самосознания

Замечание 1

Самосознание для различных философов выступает на различных уровнях. Различные системы отношений, которые включают человека как естественное существо, как объект и субъект социальных взаимоотношений и человеческой деятельности, пробуждает различные аспекты его самосознания, выражающиеся в многообразных и не объединяемых друг к другу феноменах. Строение самосознания является уровневым. На определенном уровне самосознание играет как устройство обратной связи, которое необходимо для интеграции активности субъекта и его занятий.

Различны и содержание и функции на данных уровнях:

  • Отображение субъекта в системе его органической активности.
  • Отображение субъекта в системе его общественной предметной деятельности и детерминированных взаимоотношений.
  • Отображение субъекта в системе его развития как личности, которое связанно с множественными результатами его деятельности.

При ведущей роли личностного уровня допустимы сложные отношения между процессами и их результатами, которые относятся к различным уровням.

  1. Уровень естественного индивида. Считается, что я – это прежде всего природное тело. О самосознании говорят условно. Совершается упразднение схемы своего тела, выделение себя из окружающего общества. Это ведет к координации личных движений. Развивается сенсомоторный интеллект.

    Самоотношение к себе приравнивается к самочувствию, переживанию комфорта, дискомфорта. Прирожденные переживания объединены с аффективными.

  2. Социальный уровень. На данном этапе происходит построение образа собственного Я. Данное построение – результат самовосприятия. Восприятия личного внешнего облика, особенные психологические характеристики поведения, для того чтобы я образ был адекватным нужна децентрация. На данном уровне я образ стабильно меняется. Изменение не всегда сопоставляется с реальной картиной мира. Опыты Готтшильда и Вилле подтверждают это: каким человек знает себя в зеркале. Экран на нем проецируется фото человека, человек, особыми ручками может менять размер фото, под то, что он видит в зеркале. Задача привести изображение в тот вид, который он видит. С возрастом разногласие увеличивается, так как у человека определяется внутренний образ я.

    Уровень характеризуется двумя компонентами: эмоциональным компонентом – самоуважением, и волевым компонентом – саморегуляцией. Самоуважение – это потребность чтобы тебя приняли другие люди, быть замеченным. Формирование самоуважения начинается с базового доверия – автономности – инструментальной умелости и заканчивается ролевой идентификацией.

  3. Уровень личностного развития мышления. От самовосприятия к самопознанию – человек сам узнает себя – формируется я-концепция. Происходит осмысленное постижение себя. Познавательная деятельность обращена вовнутрь.Человек понимает свои аргументы, доводы. Совершается второе рождение личности. Всегда имеется зазор между тем, что осознаю и хочу осознать – актуалгенез. Самопознание с адекватной самооценкой является важным условием самоактуализации.Точкой личностного роста является момент противоречия я идельного и реального – некогруэнтность. Происходит адекватное осознание разногласия между я реальным и я идеальным – самооценкой..

Самосознание детей

Замечание 2

С. Л. Рубинштейн в работе «Основы общей психологии» говорил, что ребёнок далеко не сразу понимает себя как Я; первые года своей жизни он сам непрерывно называет себя по имени — как зовут его окружающие люди; он сначала живет для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

В зависимости от возраста ребенка выделяют четыре стадии развития сомопознания детей:

Открытие «Я» совершается в возрасте 1 года.

К 2 — 3 годам ребенок начинает отделять результаты своих действий от действий остальных и происходит четкое осознание себя как деятеля.

К 7 годам определяется способность оценивать себя (самооценка).

В подростковом и юношеском возраст е происходит активное самопознание, поиск себя, своего стиля. Оканчивается период развития социально-нравственных оценок.

Структура самосознания

Центральное звено в структуре самосознания является Я как субъект, играющее роль под воздействием разнообразных причин (мотивов) энергичного деятельного начала. Данную функцию оно реализовывает, употребляя самопознание, тесно переплетающееся с эмоционально-ценностной связью. Результат самопознания - это прояснение образа Я, а иногда и создание нового образа Я, к которому стремится личность человека. Данный образ Я рождается не сразу, вначале проясняются некоторые аспекты Я, грани личности, особенности поведения. Все это формирует представления о себе. Только в ходе систематического самопознания эти некоторые представления формируются в целостный образ. Главной ролью при этом выступает деятельность самооценивания, которая сравнивает себя с другими людьми или отдельным идеальным образом. Исходя из выбранных шкал самооценка человека бывает высокой, средней, низкой и адекватной (отвечающая действительности), очень завышенной или очень заниженной.

Иногда образ Я приобретает разумное объяснение, обоснование, постоянство, он перерастает в психологическое основание, называемое Я-концепцией. Сложившаяся Я-концепция влияет на все сферы существования и деятельности человека, устанавливает его планы, намерения, притязания и включается в деятельность Я как субъекта, реализовывает саморегулирующую функцию. Соизмерение своей деятельности в ходе саморегулирования с некоторыми нормативами и образцами дает возможность вносить в жизнь необходимые коррективы, делает поведение более адаптивным. Самоконтроль нужен и в самом процессе самопознания и основывается на данных самооценки, оценок нас остальными людьми.

Структура самосознания

Рисунок 1. Структура самосознания

Замечание 3

Самосознание – это деятельность человека как субъекта чтобы познавать (или создавать) образа Я (Я-концепции). Образ Я, включается в структуру Я как субъекта и выполняет саморегулирующую функцию.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :