Рефлексивное самосознание


Рефлексивное самосознание

Рефлексивное самосознание

Определение 1

Самосознание – это процесс осознания человеком собственных действий, мыслей, чувств, интересов и мотивов поведения, собственного положения в обществе.

Самосознание возникло как ответ на вызов общественных условий жизни, которые изначально требовали от каждого человека навыка оценивания собственных слов, поступков и мыслей, с точки зрения некоторых социальных норм. Жизнь учит человека своими строгими уроками осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регуляция собственных действий и предопределение их результатов, позволяет самосознающему человеку взять на себя полную ответственность за них.

Определение 2

Рефлексивное самосознание – это один из структурных компонентов самосознания, который характеризуется сензитивной способностью индивида к самоконтролю и саморегуляции собственной деятельности, поиском нового знания о самом себе и нравственно-ценностным отношением к себе, другим и результатам их деятельности, а также сформированной субъективной позицией и адекватной рефлексивной самооценкой.

Рефлексивное самосознание в качестве личностного образования динамично и связано с вопросами саморазвития, самоопределения и самовоспитания личности.

Явные формы самосознания, когда некоторые феномены сознания начинают выступать в качестве предмета целенаправленной аналитической деятельности субъекта, были названы рефлексией.

Определение 3

Рефлексия – это размышления индивида о самом себе, когда он анализирует сокровенные глубины своей личностной духовной жизни.

Если человек не рефлексирует, он не способен понимать того, что может произойти в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии крайне разнообразны: начинаются элементарным самосознанием и доходят до глубинных раздумий над смыслом собственного бытия и его нравственным содержанием.

Необходимо отметить, что рефлексия всегда является не только осознанием того, что присутствует в человеке, но является одновременно и переделкой самого человека, попыткой преступить границы того уровня личностного развития, который был достигнут. Сама рефлексия над состояния сознания и особенностями той или иной личности всегда возникает в рамках сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы личности и сознания.

Когда человек начинает осознавать себя в качестве «я» с каким-либо набором особенностей, он превращается в устойчивый предмет, при этом может происходить некоторого рода «распыление» моментов собственной психической жизни. Человек рефлексивно анализирует самого себя, ориентируясь на тот или иной идеал личности, выражающей его тип отношения к окружающим людям. Когда человек начинает анализировать самого себя, он старается дать отчет своим особенностям, размышляет над собственным отношением к жизни, стремится постичь тайники собственного подсознания, то есть, индивид стремится тем самым обосновать себя самого, укоренить систему своих жизненных ориентиров, отказаться от каких-то черт в себе навсегда, а какие-то черты еще более укрепить. В процессе и результате рефлексии отмечается изменение и развитие сознания индивида.

Замечание 1

Однако не следует думать, что образ самого себя, который человек творит в разных формах самосознания, всегда является адекватным своему предмету – реальному человеку и его сознанию.

Между ними может быть разрыв, возможность которого особенно вероятна именно на стадии развернутого явного самосознания в формате рефлексии. Однако такого рода разрыв может наблюдаться и в элементарных формах самосознания, таких как самостроительство и личностное самоопределение.

Необходимо отметить, что самосознание не только возникает в ходе совместной деятельности и общения с окружающими людьми, но и имеет генетическую связь с отношением к себе с позиции другого человека. Но и такое самосознание непрерывно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в процессе включения индивида в систему межличностных отношений.

Структура рефлексивного самосознания

Структура рефлексивного самосознания представлена несколькими компонентами и взаимосвязанными уровнями:

  • оценочно-эмотивный компонент;
  • волевой компонент;
  • ценностно-нравственный компонент;
  • субъективно-личностный уровень;
  • социальный уровень.

Каждому компоненту и уровню характерно наличие механизмов и продуктов их функционирования, что определяется процессуальностью и результативностью рефлексивного самосознания. Критериями рефлексивного самосознания являются:

  • развитие субъективности;
  • рефлексивная самооценка;
  • самоотношение;
  • психологический комфорт;
  • саморуководство и самоконтроль;
  • выраженность ценностных ориентаций.

Развитие рефлексивного самосознания в качестве личностного новообразования и результата образовательной деятельности возможно только при установлении специально организованных условий изменения системы оценивания и в процессе реализации целостного комплекса организационно-содержательных действий, при наличии которых у личности происходит расширение и переориентация рефлексивной оценки собственных возможностей далеко за пределы привычной деятельности, то есть в сферу самосознания и личностных качеств.

Динамика рефлексивного самосознания заключается в том, что в начальной школе, в связи с условиями изменения системы оценивания, младший школьник приобретает рефлексивные действия оценки. Инициатива рефлексивного действия со временем переходит от взрослого к ребенку, происходит формирование умения рефлексивной самооценки. На ступени основной школы, в ходе пролонгирования экспериментальной системы оценивания идет процесс дальнейшего рефлексивного развития интеллектуальной и личностной сфер учеников, идет ускорение развития рефлексивной самооценки до уровня адекватной и личностной, а это дает ученику возможность самостоятельной постановки задач совершенствования учебной деятельности и самоизменения, проявление субъективной позиции.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :