Профессиональное самосознание


Профессиональное самосознание

Замечание 1

Профессиональное самопознание отличается от самопознания в целом. Оно более специфичнее по своему содержанию. Человек в самопознании осмысливает себя как личность, которая играет разнообразные роли и участвует в многообразных ситуациях. В профессиональном самопознании человек осмысливает себя как профессионала в каком-либо деле.

Проблема определения профессионального самопознания

В анализе психолого-педагогических литературных источников, существует множество разных подходов к установлению структуры, понятия и содержания профессионального самосознания.

Мнения психологов, ученых, педагогов расходятся в определении профессионального самопознания:

  • Б.Д. Парыгин, считал, что профессиональное самопознание – это понимание личности своей принадлежности к группе людей определенной профессии.
  • По мнению М.И. Кряхтунов, профессиональное самопознание – это процесс анализа индивида самого себя в рамках профессионального занятия.
  • М.С. Гуткин говорила, что профессиональное самопознание – это деятельность личности по постижению своего личного соответствия выбранной профессии.
  • А.П. Шавир писал, что профессиональное самопознание – это избирательная деятельность самосознания, которая направлена на личное профессиональное самоопределение.
  • С.В. Кошелева сделала вывод, что профессиональное самосознание - это понимание и единая оценка личности- профессионала себя, процесса и итогов своей профессиональной деятельности.
  • Т.Н. Фам находит, что профессиональное самосознание – это средство саморегуляции личности, которое выражается в осознании своих психических особенностей, разборе себя как субъекта деятельности, понимании и оценивании системы отношений.
  • С. В. Васьковская интерпретирует профессиональное самосознание как особый феномен психики индивида, обусловленный саморегуляцией личности собственных действий в профессиональной сфере на основании познания профессиональных запросов, личных профессиональных потенциалов и эмоционального связи к себе как к особе профессиональной деятельности.
  • А. К. Маркова находит профессиональное самосознание как «комплекс представлений личности о себе как профессионале, это единый образ себя как профессионала, системы взаимоотношений и указаний к себе как к специалисту».
  • Т. Л. Миронова в своем исследовании указала, что профессиональное самосознание является разновидностью социально-специфического самосознания и представляет собой сложное образование личности, которое формируется под влиянием профессиональной среды и энергичного участия индивида в профессиональной деятельности.

Профессиональное самосознание используя мотивы личности профессионала соединено с реальной профессиональной деятельностью и подает сигнал о смысле «Я» профессионала.

Определение 1

Профессиональное самосознание - это комплекс мнений индивида о себе как профессионале, это единый образ, который включает в себя систему взаимоотношений и указаний к себе как профессионалу.

Структура профессионального самопознания

В психолого-педагогической литературе нет единого мнения о структуре профессионального самопознания.

Так, А. К. Маркова, изображая структуру профессионального самосознания, выделяет следующие компоненты:

  1. понимание личностью норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осмысления своих качеств. Именно здесь закладываются основания профессионального мировоззрения, а позднее - личного профессионального кредо, собственной концепции профессионального труда, исходящей от специалиста в своем труде;
  2. осмысление данных качеств у других людей, сопоставление себя с другими абстрактными или конкретными коллегами; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
  3. самооценивание личости своих некоторых сторон - постижение себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя.

Профессиональное самосознание, по мнению А.К. Маркова, основывается на профессиональной самооценке; положительном оценивании себя в целом, установление своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции».

Е. А. Климов в своей работе «Психология профессионала» описывает другие элементы, входящие в структуру профессионального самосознания:

  • осознание своей принадлежности к установленной профессиональной группе;
  • знание о уровне своего соответствия профессиональному эталону, о своем месте в системе профессиональных ролей;
  • знание личности о уровне популярности в профессиональной группе;
  • знание о своих самых сильных и слабых сторонах, пути самосовершенствования, возможных зонах успехов и неудач;
  • знание личных индивидуальных способов удачного действия;
  • представление о себе и своей работе в будущем.

Л. М. Митина предложила разбирать следующую структуру профессионального самосознания: любой компонент нужно анализировать двояко - с точки зрения динамической (протекания и развертывания процесса) и с точки зрения результативной (появления и наличия назначенного продукта деятельности). Когнитивный компонент предлагает различие процесса самопознания и результата - систему знаний о себе, которая образуется я в итоге процессов осознания себя в трех взаимодополняющих и взаимопересекающихся системах: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в системе личностного развития.

По мнению Л. М. Митиной, «образ Я» обладает преимущественным когнитивным характером и является в строении профессионального самосознания главным. Искусственный компонент профессионального самосознания можно охарактеризовать совокупностью трех видов отношений:

отношение к системе личных профессиональных действий, к цели и задачам, которые личность ставит перед собой в личной деятельности, к орудиям и способам достижения данных целей, оценка результатов собственной работы; отношение к системе межличностных взаимоотношений; отношение к своему профессионально-значимым качествам и, в единственном, к своей личности специалиста, оценкой степени своей личностной и профессиональной компетентности и соответствия своему собственному идеальному «Я-образу» профессионала.

Два предшествующих компонента детерминируют поведенческий элемент профессионального самосознания, существенным механизмом которого является чувство удовлетворение собой и своими профессиональными достижениями в работе.

Замечание 2

Профессиональное самосознание выражается сложным личностным образованием, которое формируется под влиянием профессиональной среды



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :