Политическое самосознание представляет собой процесс и результат осознания себя в социально-политическом плане, на основании которого происходит выстраивание отношений с другими участниками политического процесса как внутри политической системы, так и за ее пределами.
В качестве субъекта политического самосознания выступает сама личность, в данном случае в качестве задачи стоит помощь в осознании себя как действующего активного участника политического процесса, воспринимающего и мыслящего субъекта в политике. Причем речь идет не только о профессиональных политиках, сделавших данную область основным местом своей работы. Под понятием политического субъекта выступает любой, кто имеет политические взгляды и участвует в таких политических событиях, как, например, выборы. Кроме того, субъектом политического самосознания может выступать социальная группа. Такая группа должна обладать набором определенных концепций, в той или иной степени идеологизированных, с присущими данной группе особенностями восприятия, мышления, интересов, потребностей, определенных схожими условиями жизни и деятельности. Фактический размер социальной группы не имеет значения. Оно может быть представлено как малой группой, например, политическое самосознание одной семьи, небольшой фракции в парламенте или высшего руководящего звена министерства, так и большой социальной группой, например, рабочим классом, целой народностью или социальным слоем.
Структура политического самосознания складывается из трех блоков:
Когнитивный аспект представляет собой непосредственный набор объективных знаний и своем месте и роли в политике. Главным его составляющим является информационный канал, по которому поступает информация об окружающем политическом устройстве, а также возможность сопоставления получаемой информации с собственным набором действий, собственными возможностями в данной сфере.
При присоединении эмоциональной составляющей к информации и формировании субъективного отношения происходит реализация второго блока политического самосознания. На данном этапе происходит оценка своего политического статуса, который может восприниматься как высокий и как низкий. В результате формируются такие составляющие политического самопознания, как самоуважение или, напротив, самоуничижение, политическое честолюбие, проявление политических амбиций и т.д.
Оценочно-волевой компонент складывается под влиянием желания изменить политическую самооценку, завоевать уважение и самоуважение, усилить свое влияние, укрепить политическую власть, достигнуть поставленных целей. В рамках индивидуальной деятельности оценочно-волевой компонент может выражаться в начале политической борьбы, при групповом субъекте - в действии тех или иных групп, например, парламентских лобби или начало революционной деятельности социальных групп и слоев общества.
Политическая идентичность выступает как часть политического самопознания. Данный феномен складывается из трех компонентов:
Под политической идентичностью понимают набор наиболее значимых политических установок, которые определяют политическое поведение человека и его политические взгляды.
Для государства политическая идентичность принимает форму самоопределения государства, принятия доктрины, отраженной в официальных документах страны, закрепленный также в сознании граждан. Самоидентичность позволяет сохранить преемственность, осуществляет передачу культурного опыта, накопленного в течении долгих поколений, вызывает ощущение самотождественности у народа.
В понятие политической идентичности включается совокупность нормативных представлений и принципов, на основе которых государство осуществляет свою политическую политику. Для осознания собственной политической идентичности важно формирование «образа другого», т.е. того, кто не входит в данную систему представлений. Особую роль играет социальные факторы и историческая память. В разные исторические периоды политическая идентичность может быть «жесткой» или «размытой», что тесным образом вязано с другими формами идентичности и самопознания - культурной, этнической, профессиональной и т.д. Все виды идентичности связаны между собой, имеют свойство накладываться друг на друга, усиливая чувство самобытности и формируя общую картину Я-концепции. Правильно созданная модель идентичности будет устойчивой, цельной, позитивной.
Одним из инструментов формирования политической идентичности и способом самопознания выступает политическая социализация. Цель данного процесса заключается в обеспечении функционирования политического процесса, а также формировании политического самосознания, не подверженного влиянию смены политической конъюнктуры, воспитании независимой в принятии политических решений личности.
В качестве агентов политической социализации выступают:
Наиболее активно политическая социализация проходит в период юношества, когда закладывается политическая и гражданская активность личности. Если ранее молодой человек выступал сторонним наблюдателем политического процесса, то при достижении совершеннолетия он обретает возможности для полноценного участия в нем, что в силу особенностей юношеского характера не может не вызвать интерес. Формирование политических взглядов происходит при усвоении норм и ценностей общества, политических установок и убеждений под стихийным и целенаправленным влиянием разных агентов социализации, а также специфики внутриполитической ситуации, отдельных политических событий.