Общественное сознание – это отражение настоящего бытия широкими массами людей, которое содержит культурные, исторические, материальные формы общественной деятельности.
В сущности общественное сознание отражает само состояние общества. Общественное сознание проявляет себя через такие общественные явления, как мораль, право, общественное мнение, настроение общества, принятие коллективных решений, в которых те или иные общественные группы выступают как самостоятельные субъекты, например, решение о войне, мире.
Однако в настоящее время вопрос о конкретизации субъекта – носителя общественного сознания – остается дискуссионным. Общественное сознание складывается из индивидуального сознания людей, однако не является их механической суммой и представляет собой нечто большее. В то же время принято выделять два уровня общественного сознания:
Обыденное сознание отличается определенной расплывчатостью, неструктурированностью представленной в нем информации, фиксацией на конкретных инцидентах, в то время как научному присущ высокий уровень обобщения. Однако, как в научном, так и в обыденном сознании, может присутствовать ложная информация.
В настоящее время представлено шесть форм реализации общественного сознания:
Число и содержательная характеристика форм общественного сознания зависят от актуального состояния общества, уровня его развития, наличия в нем тех или иных социальных институтов.
Французская социологическая школа представлена работа Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, которые изучали особенности права и общественных отношений у племен, находящихся на первобытно-общинной стадии развития. С их точки зрения, сознание в историческом процессе впервые появляется именно в общественной форме как необходимый компонент общественного взаимодействия и объединения людей. Общественное сознание представлено в сознании каждого индивида, теми понятиями, установками и стереотипами, которые являются общими для всех представителей той или иной социальной группы. В процессе онтогенеза индивидуальное сознание ребенка порождается под давлением общественного сознания в ходе его взаимодействия со взрослыми.
Леви-Брюль выделяет два уровня общественного сознания:
В рамках его концепции первобытное сознание людей отличает магический характер. Он выражается в присвоении индивидами объектам и явлениям окружающего мира двух типов качеств – реальных и сверхъестественных. При этом сверхъестественные качества имеют большую ценность по сравнению с качествами реальными. В обществе, находящемся на первобытном уровне общественного сознания, приоритет отдается социальным институтам и видам общественной деятельности, которым приписывается обладание сверхъестественными качествами, хотя в действительности сами по себе эти институты и деятельность никакой силы не имеют.
С точки зрения Леви-Брюля пралогическое и логическое сознания не сменяют друг друга, а продолжают существовать одновременно. В процессе исторического развития общества спектр научного логического мышления расширяется, однако даже в настоящее время в общественном сознании продолжают присутствовать пралогические элементы, такие как религия, мистика, представление о душе и т.д.